Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Нафикова И.А., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела министерства внутренних дел России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики, министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики
на решение Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.01.2024
по административному делу по административному исковому заявлению Абибовой С.З. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике и отделу Министерства внутренних дел России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абибова С.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по КБР и отделу Министерства внутренних дел России по Урванскому району КБР о признании незаконным заключения ОВМ ОМВД России по Урванскому району КБР от 22.02.2020 по проверке обстоятельств свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в отношении Абибовой С.З.; заключение МВД КБР от 25.03.2020 по материалам проверки обоснованности документирования паспортом гражданина РФ Абибовой С.З, а также обязать МВД КБР выдать ей паспорт гражданина РФ.
Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований признавать ранее выданный ей паспорт в нарушение действующего законодательства и лишать ее гражданства Российской Федерации, при этом оспариваемые заключения нарушают её конституционные права на недопустимость лишения гражданства, а также иные права, в том числе, право на получение бесплатной медицинской помощи как гражданину РФ, просила удовлетворить ее требования.
Решением Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.01.2024, административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами, Отдел МВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики и министерство внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики обжаловали их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставят вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает, что административный истец не приобрела гражданство Российской Федерации в установленном порядке, приводит доводы, что выводы судов, изложенные в обжалуемых актах не соответствуют обстоятельствам административного дела, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит судебные постановления отменить, принять решение об отказе административному истцу в иске.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.06.2024.
На кассационную жалобу представителем административного лица Цримовым А.А. поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия постановиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, административный истец Абибова С.З. прибыла в Российскую Федерацию из Республики Узбекистан в 1990 г, в 1992 г. вступила в зарегистрированный брак с гражданином Российской Федерации Абибовым Б.М, от совместного брака имеют троих детей: 1993 г.р, 1994 г.р. и 1997 г.р, все дети являются гражданами Российской Федерации.
22.02.2020 Абибова С.З. была документирована паспортом гражданина Российской Федерации N в связи с обменом паспорта СССР серии N, выданного 28.04.1987 "данные изъяты".
По информации отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике Абибова С.З. с 17.05.2004 по настоящее время значится зарегистрированной по месту жительства по адресу: "адрес". Данный факт подтвержден администрацией с.п.Черная речка Урванского муниципального района.
В графе "состоял ли в иностранном гражданстве и когда принят в российское гражданство" заявления по форме N 1П паспорта серии N не указано, что Абибова С.З. является гражданкой Российской Федерации. По имеющимся учетам УВМ МВД по Кабардино-Балкарской Республике и базе данных Консульского Департамента МИД России "Гражданство" Абибова С.З, в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, не значится.
Указанное послужило основанием для принятия административным ответчиком оспариваемых заключением, которые в свою очередь влекут аннулирование паспорта Абибовой С.З.
Вместе с тем судами установлено, что доказательства о нарушении действующего законодательства начальником паспортно-визовой службы Урванского РОВД при выдаче Абибовой С.З. паспорта гражданина Российской Федерации N отсутствуют, пришел к выводу о незаконности и необоснованности заключений.
С выводами судов соглашается судебная коллегия, поскольку они являются правильными, объективными и основанными на положениях действующего законодательства.
Так, в соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (действующего при вынесении оспариваемых заключений) решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации; если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в нем заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные российским законодательством для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации было осуществление деятельности, представляющей угрозу основам ее конституционного строя, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство.
Часть вторая данной статьи, предусматривая необходимость установить в судебном порядке факт использования лицом, приобретшим гражданство Российской Федерации, подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений, приравнивает к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство установление вступившим в законную силу приговором суда факта совершения хотя бы одного из преступлений (приготовления к нему или покушения на него), предусмотренных статьями 205 и 205.1, частью второй статьи 2052, статьями 2053 - 2055, 206 и 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 2821 - 2823 и 361 УК Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к нему или покушения на него), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 данного Кодекса, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности.
Прежняя редакция статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", действовавшая до ее изменения Федеральным законом от 29.07.2017 N 243-ФЗ, также предусматривала отмену решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации в случае установления в судебном порядке факта представления им при приеме в гражданство заведомо ложных сведений. При этом условием приема лица в гражданство являлось принятие им на себя безотзывного обязательства быть верным России и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством (приложение N 1 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2022 N 1325).
Судебное решение об установлении факта использования административным истцом, приобретшим гражданство Российской Федерации, подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений в материалах дела отсутствует, в связи с этим выводы в заключении по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у гражданки Абибовой С.З. от 22.02.2020 о том, что признать гражданкой Российской Федерации Абибову С.З. не представляется возможным является необоснованным.
Также является необоснованным и заключение МВД по Кабардино-Балкарской Республике от 25.03.2020, согласно которому ранее имевшийся у нее паспорт серии N, выданный 23.01.2004 Урванским РОВД по Кабардино-Балкарской Республике признан выданным в нарушение установленного порядка и недействительным, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии N на период с 13.09.2014 по 13.09.2024, выданный УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике признать недействительным и подлежащим изъятию.
Выводы в этих оспариваемых заключениях противоречат приведенной норме права.
Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (абзац второй статьи 3, пункт "а" статьи 5). Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу Федерального закона N 62-ФЗ (статья 42).
В силу пункта 13 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.09.1997 N 605 (далее - Инструкция), действовавшей на период первоначального документирования административного истца паспортом гражданина Российской Федерации, выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.
В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 Инструкции, для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
На основании пункта 21 Инструкции, поступившие от граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководитель рапортом докладывает об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1 П (пункт 23).
Таким образом, процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации, предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. Осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Судами установлено, что при проведении проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение продолжительного периода времени подтверждали принадлежность Абибовой С.З. к гражданству Российской Федерации посредством выдачи и замены паспортов гражданина Российской Федерации, выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, выдачи свидетельства о заключении брака, свидетельствами о рождении детей; на основании этих документов Абибова С.З. осуществляла реализацию своих прав и обязанностей как гражданка Российской Федерации, что свидетельствует о ее устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей, что определяет гражданство Российской Федерации.
Административными ответчиками не установлены бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как Абибовой С.З, так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче (замене) ей паспорта гражданина Российской Федерации.
С учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца, так как доказательств незаконности документирования Абибовой С.З. паспортом гражданина Российской Федерации в материалы дела представлено не было.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения, при этом приведенные доводы являлись предметом проверки судебных инстанций, обоснованно и мотивированно отклонены. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урванского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела МВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики и МВД Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.07.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.