Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Козаева М.А. на определение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.02.2024 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.05.2024,
УСТАНОВИЛА:
Козаев М.А. обратился в Ардонский районный суд РСО-Алания с административным иском, в котором просил вынести частное определение о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 215 УК РФ по факту неисполнения решения от 04.08.2014 N 2-412/2014 Ардонского районного суда РСО-Алания; обязать АМС Ардонского района РСО-Алания и АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания заключить с Козаевым М.А. договор аренды земельного участка, указанного в решении Ардонского районного суда РСО-Алания от 04.08.2014; взыскать с АМС Ардонского района РСО-Алания расходы по уплате государственной пошлины.
В административном иске Козаевым М.А. указаны заинтересованные лица АМС Ардонского района РСО-Алания, Ардонский отдел УФССП России по РСО-Алания, администрация Ардонского поселения Ардонского района РСО-Алания.
Административный ответчик не указан.
Определением Ардонского районного суда РСО-Алания от 19.02.2024, оставленным без изменения апелляционным определением судьи Верховного Суда РСО-Алания от 08.05.2024, административное исковое заявление Козаева М.А. оставлено без движения по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 130 КАС РФ, в виду отсутствия в административном иске указания на административного ответчика, к которому предъявляются заявленные требования, неверно определен статус Козаева М.А, как заявителя, не приобщено решение от 04.08.2014 и доказательства его неисполнения. Административному истцу предложено в течение 3 (трех) дней с момента получения определения устранить указанные недостатки, также разъяснено, что если в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок будут исправлена недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд, в противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса, Не согласившись с постановленными судебными актами Козаев М.А. обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене и направлении дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу, указывая об отсутствии оснований для оставления административного искового заявления без движения.
Кассационная жалоба подана поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11.06.2024, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 КАС РФ. Стороны о рассмотрении кассационной жалобы уведомлены, возражений не поступило.
Изучив доводы кассационной жалобы и принятые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 названного Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
В соответствии с частью 3 статьи 222 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 названного Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 упомянутого Кодекса.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Оставляя административное исковое заявление Козаева М.А. без движения, судья первой инстанции посчитал, что оно не соответствует положениям статьи 125 КАС РФ в связи с тем, что в нем не указаны сведения об административном ответчике, неверно указан статус заявителя, не приобщено решение суда о неисполнении которого им указывается в заявленных требованиях и доказательства его неисполнения.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем судами не учтено, что Козаев М.А, сформулировав требования в просительной части о возложении на АМС Ардонского района РСО-Алания исполнить вступившее в законную силу решение суда, которое не исполняется, при этом указал какие его права нарушены, привел основание, в связи с которым считает действия (бездействие) незаконными.
Решение суда, а также иные доказательства могут быть получены судом при подготовке дела к судебному разбирательства, а равно уточнённые иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и определения надлежащего статуса лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах отсутствовали законные основания для оставления его административного искового заявления без движения.
При этом, в силу пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству административный ответчик или его представитель могут уточнить требования административного истца и фактические основания этих требований. В целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, проводится предварительное судебное заседание (пункт 1 части 1 статьи 138 КАС РФ).
Учитывая изложенное, указанные в определении судьи об оставлении административного иска без движения обстоятельства в силу приведенных выше положений могли быть уточнены на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству или в предварительном судебном заседании, проводящихся с целью уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, в том числе уточнить административного ответчика, к которому Козаев М.А. предъявляет свои требования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что пункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ является частью конкретизирующего статью 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации процессуального законодательства, которое исходит по общему правилу из необходимости обеспечения лицу судебной защиты только при наличии оснований полагать, что права и свободы, о защите которых просит данное лицо, ему принадлежат и что указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения. Тем самым это законоположение не допускает произвольного отказа в принятии судьей административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и предполагает выяснение в каждом конкретном случае обстоятельств, с возникновением которых связано право лица на обращение в суд с таким заявлением (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 109-О, от 25.10.2016 N 2170-О, от 26.01.2017 N 108-О и др.)
В связи с этим судами допущено существенное нарушение норм процессуального законодательства, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К, ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Ардонского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.02.2024 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.05.2024 отменить, направить материал в Ардонский районный суд Республики Северная Осетия-Алания для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.