Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Никитушкиной И.Н, Усмановой Г.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности, по кассационной жалобе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2023, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Никитушкиной И.Н, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в суд с приведенным иском, просил:
- признать право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: ФИО7 инвентарный номер ФИО8;
- возложить обязанность включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по указанному адресу в реестр федерального имущества в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу;
- возложить обязанность в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публично-правового образование Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по указанному адресу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой города на основании поручения прокуратуры края проведена проверка исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, в ходе которой в деятельности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае выявлены нарушения требований федерального законодательства о гражданской обороне.
Несоблюдение ТУ Росимущества в Ставропольском крае не позволят содержать защитное сооружение в надлежащем состоянии, поддерживать состояние постоянной готовности к использованию данного объекта гражданской обороны, а также нарушает права граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или в следствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 19.07.2023 иск прокурора удовлетворен.
Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 29.08.2023 заочное решение суда отменено, производство по делу возобновлено.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 11.09.2023 иск прокурора удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор ФИО2 просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Ставрополя расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: "адрес", ФИО9, инвентарный номер ФИО10
По состоянию на 08.06.2023 защитное сооружение в реестр федерального имущества не включено, право собственности Российской Федерации за данным объектом недвижимости не зарегистрировано.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.1992 N 583 (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 8 указанного Постановления федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В силу пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1992 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, руководствуясь приведенными нормативными положениями, суд первой инстанции пришел к выводу, что защитное сооружение, расположенное по адресу: ФИО11 относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, в связи с чем ТУ Росимущества в Ставропольском крае обязано зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный объект федеральной собственности.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, неоднократно сформулированной Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 09.04.2024 ФИО12, от 01.02.2022 ФИО13, 01.02.2022 ФИО14, действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, пришел к верному выводу об удовлетворении иска, правильно применив нормы материального права.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы не подтверждают нарушений судами норм материального права, основаны на ином толковании закона, что не является основанием для отмены судебных постановлений.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 19.12.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - без удовлетворения.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи И.Н. Никитушкина
Г.Ф. Усманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.