Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ошхунова З.М, судей Усмановой Г.Ф, Никитушкиной И.Н, с участием прокурора Колячкиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае о признании права собственности, обязании совершить действия по включению в реестр федерального имущества, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности, по кассационной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - ФИО2 на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.10.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31.01.2024.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Ошхунова З.М, выслушав прокурора - Колячкину И.В, возражавшую против кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Промышленного района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, в котором просил признать право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: "адрес", N, инвентарный N, площадью 200 кв. м, обязать ответчика включить указанное защитное сооружение гражданской обороны (убежище) в реестр федерального имущества в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публично-правового образования Российская Федерация защитного сооружения гражданской обороны (убежища).
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что на территории Промышленного района г. Ставрополя по адресу: "адрес" расположено защитное сооружение гражданской обороны (убежище), номер 49 552, инвентарный номер 863-27, площадью 200 кв. м.
На момент проверки данное защитное сооружение не включено в реестр федерального имущества, право собственности Российской Федерации на данный объект не зарегистрировано, что не позволяет содержать защитное сооружение в надлежащем состоянии, поддерживать состояние постоянной готовности к использованию данного объекта гражданской обороны, а также нарушает права граждан на защиту на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.10.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31.01.2024, исковые требования прокурора города Промышленного района г. Ставрополя, предъявленные в защиту интересов неопределенного руга лиц, удовлетворены.
Признано право собственности публично-правового образования Российская Федерация на недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: "адрес", N, инвентарный N, площадью 200 кв.м.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае возложена обязанность включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: "адрес", N, инвентарный N, площадью 200 кв.м, в реестр федерального имущества в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае возложена обязанность принять меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности публичноправового образования Российская Федерация защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: "адрес", N, инвентарный N, площадью 200 кв.м.
В кассационной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - ФИО2 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду допущенных судами нарушений норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 3, 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N1309, части 6 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктом 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" исходил из того, что спорный объект гражданской обороны может находиться только в федеральной собственности. Полномочия собственника в отношении указанного объекта, расположенного на территории Ставропольского края, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, в связи с чем, исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц в целях гражданской обороны общества, подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный объект не является собственностью Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку материалами дела подтверждено, что убежище, расположенное по адресу: "адрес", (бывшая 1-ая Промышленная, 6а), является объектом защитного сооружения гражданской обороны, который в силу закона может находится только в федеральной собственности.
Отсутствие государственной регистрации права на имущество Российской Федерации само по себе не отменяет статус спорного сооружения в качестве убежища и учет его в составе защитных сооружений гражданской обороны.
Иные доводы кассационной жалобы в целом направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов судов по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судами и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 11.10.2023 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31.01.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае - ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий З.М. Ошхунов
Судьи Г.Ф. Усманова
И.Н. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.