Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олисаева Валерия Николаевича к Следственному управлению Следственного комитета Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Олисаева Валерия Николаевича на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи Олисаева В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Олисаев В.Н. обратился в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - СУ СК России по РСО-Алания) о признании незаконным приказа СУ СК России по РСО-Алания от 1 августа 2022 года N33 л/с об освобождении истца от должности, увольнении и прекращении трудового договора по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, восстановлении в должности старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты со 2 августа 2022 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. и задолженности по заработной плате за время вынужденного прогула со 2 августа 2022 года по день восстановления на работе.
В обоснование иска указано, что приказом руководителя СУ СК России по РСО-Алания от 10 февраля 2022 года N 7 л/с полковник юстиции Олисаев В.Н. назначен на должность старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты.
На основании приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022 года N 22-кш внесены изменения в штат СУ СК России по РСО-Алания. Как следует из приложения к данному приказу, подлежат исключению 5 единиц, включая занимаемую истцом должность старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты.
Приказом руководителя СУ СК России по РСО-Алания от 1 августа 2022 года N 33 л/с Олисаев В.Н. освобожден от замещаемой должности и уволен с 1 августа 2022 года на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Истец полагает свое увольнение незаконным, поскольку, ответчиком не были предложены ему все имевшиеся вакантные должности в период проведения организационно-штатных мероприятий. СУ СК России по РСО-Алания не принято во внимание указание Следственного комитета Российской Федерации о сокращении, в первую очередь, избыточного количества обеспечивающих и вакантных должностей. Олисаев В.Н. считает занимаемую им должность подлежавшей сохранению, поскольку в данном случае усматривается злоупотребление правом со стороны ответчика, использовавшего сокращение штата работников с целью увольнения конкретного лица. Полагает, что при его увольнении ответчиком не были учтены положения статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации о преимущественном праве оставления на работе лица с более высокой производительностью труда и квалификацией. Действиями ответчика по незаконному увольнению, истцу причинены нравственные страдания, являющиеся основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2024 года, в удовлетворении исковых требований Олисаева В.Н. отказано.
В кассационной жалобе Олисаева В.Н. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Олисаев В.Н. с 28 апреля 2010 г. проходил федеральную государственную службу в Следственном комитете Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания, с 10 февраля 2022 года - в должности старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты, имеет специальное звание полковник юстиции.
Между Олисаевым В.Н. и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания 28 апреля 2010 года заключен трудовой договор N8 о прохождении службы в Следственном комитете Российской Федерации, а также соглашения к нему.
В соответствии с приказом председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N22-кш "О внесении изменений в штат следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" проведены мероприятия по сокращению штата работников, внесены изменения в штат (перечень) должностей следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания, утвержденный приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. N7-кш "О создании следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по РСО-Алания, утверждении его структуры и штата", согласно приложению N1 (п.1); установлена штатная численность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по РСО-Алания в количестве 97 единиц, в том числе сотрудников, замещающих должности, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, в количестве 93 единиц, федеральных государственных гражданских служащих - 2 единицы (п.2); руководителю следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания предписано внести соответствующие изменения в штатное расписание следственного органа (п.4) и провести предусмотренные настоящим приказом организационно-штатные мероприятия в течение семидесяти дней после дня его подписания (п.5).
Согласно приложению N1 к приказу председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N22-кш из штата следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания исключены 4 единицы сотрудников, в том числе, 1 единица старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам организации физической защиты.
27 мая 2022 года Олисаев В.Н. получил уведомление о сокращении с 02 августа 2022 г. занимаемой им должности в соответствии с решением Председателя Следственного комитета Российской Федерации, объявленным приказом от 23 мая 2022г. N22-кш "О внесении изменений в штат следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" и о возможном предстоящем увольнении по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Разъяснены положения части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, сообщено о том, что при увольнении гарантируются льготы и компенсации, предусмотренные статьями 178, 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации, а также о том, что в период проведения организационно-штатных мероприятий ему будут предлагаться имеющиеся в следственном управлении вакантные должности, соответствующие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа. Сообщено об отсутствии в настоящее время в следственном управлении вакантных должностей, соответствующих его квалификации, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы.
Приказом руководителя СУ СК России по РСО-Алания от 1 августа 2022 года N 33 л/с прекращено действие трудового договора от 28 апреля 2010 года N8, полковник юстиции Олисаев В.Н. освобожден от замещаемой должности старшего помощника руководителя СУ СК России по РСО-Алания по вопросам физической защиты и уволен с 1 августа 2022 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Основанием увольнения указан приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N22-кш "О внесении изменений в штат следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания".
Разрешая спор и отказывая Олисаеву В.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 30 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", статьями 11, 22, 81, 179, 180, 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 9 декабря 2020 года, правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 23, 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Олисаев В.Н. уволен с занимаемой должности в соответствии с требованиями закона, порядок увольнения ответчиком не нарушен, поскольку о предстоящем увольнении Олисаев В.Н. был предупрежден за два месяца, вакантных должностей, соответствующих его квалификации, у ответчика не имелось, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника Следственного комитета Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальным нормативным актом.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" на сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статьей 30 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации" установлено, что сотрудник Следственного комитета Российской Федерации может быть уволен со службы по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В силу части третьей статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Частями 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем не менее чем за два месяца до увольнения.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Кодекса увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу (с учетом его образования, квалификации, опыта работы). При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм материального права обстоятельствами, имеющими значение для дела и подлежащими установлению, являлись: реальное сокращение численности или штата работников СУ СК РФ по Республике Северная Осетия - Алания, наличие вакантных должностей в СУ СК РФ по Республике Северная Осетия - Алания в период со дня уведомления Олисаева В.Н. об увольнении до дня его увольнения, предложение работнику всех отвечающих указанным требованиям вакансий (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), исполнение ответчиком требований статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации о рассмотрении вопроса о преимущественном праве истца на оставление на работе с учетом образования, профессиональных качеств и уровня квалификации истца.
Факт сокращения штата и занимаемой истцом должности подтверждён материалами дела. Суды первой и апелляционной инстанции в полном объеме исследовали и надлежащим образом проверили обстоятельства, связанные с соблюдением работодателем установленного законом порядка увольнения и предоставления работнику соответствующих гарантий при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации. При этом проверено соблюдение ответчиком при увольнении истца на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации требований, предусмотренных частью 3 названной статьи, а также доводы истца о нарушении ответчиком требований статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса о преимущественном праве истца на оставление на работе. Имеющимся в материалах дела доказательствам в совокупности судами дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что у ответчика обязанность предлагать истцу вакантные должности возникла с момента получения 31 марта 2022 г. письма Следственного комитета России о необходимости в срок к 8 апреля 2022 г. направить в кадровое подразделение СК России предложения по сокращению штатной численности, и что работодатель с указанной даты не вправе был заполнять вакантные должности, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Суды пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что до получения и регистрации 26 мая 2022 г. приказа председателя Следственного комитета Российской Федерации от 23 мая 2022 г. N 22-КШ "О внесении изменений в штат следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" ответчик был вправе принимать решение по заполнению вакантных должностей и производить перемещение по штату.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с ходатайством руководителя следственного управления о внесении изменений в штат и с предложением должностей, подлежащих исключению, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных постановлений, поскольку законом только работодателю предоставлено право принятия решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2007г. N 867ОО, работодатель в целях осуществления эффективной деятельности организации и рационального управления имуществом (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против возможного произвольного увольнения.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Нормы материального права и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по их применению судами первой и апелляционной инстанции применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судами допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.