Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко Ирины Анатольевны, Усенко Ольги Николаевны, Абаева Сослана Асланбековича к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания об индексации заработной платы, по кассационным жалобам Антоненко Ирины Анатольевны, Усенко Ольги Николаевны на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Антоненко И.А. и Усенко О.Н. обратились в суд с иском к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания об обязании АМС Моздокского района РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на выплату недоначисленной заработной платы за период с 2017 по 2019 годы, индексацию заработной платы за 2020 год и на выплату недоначисленной заработной платы за 2021 год;
о взыскании в пользу Антоненко И.А. с АМС Моздокского района недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.01.2017 г. в размере 83935, 87 руб, за период с 01.01.2018 г. в размере 65 270, 00 руб, за период с 01.01.2019 г. в размере 70014, 18 руб.; произвести индексацию заработной платы с 01.01.2020 г. с применением официально установленного Росстатом размера индекса потребительских цен 4, 91%, доначислить задолженность по индексации заработной платы с 01.01.2020 г. в размере 43913 руб.; обязании ответчика после произведенной индексации заработной платы с 01.01.2022г, с применением официально установленного Росстатом размера индекса потребительских цен 8, 4%, доначислить задолженности по индексации заработной платы с 01.01.2021г. в размере 40951, 56 руб.; взыскании процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического исполнения решения суда включительно по всем заявленным периодам.
о взыскании в пользу Усенко О.Н. с АМС Моздокского района недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.01.2017г. в размере 70 236, 02 руб, за период с 01.01.2018 г.- 58 399, 06 руб, за период с 01.01.2019 г. в размере 61 348, 83 руб.; произвести индексацию заработной платы с 01.01.2020 г. с применением официально установленного Росстатом размера индекса потребительских цен 4, 91%, доначислить задолженность по индексации заработной платы с 01.01.2020г, произвести индексацию заработной платы истцов с 01.01.2020 г. с применением официально установленного Росстатом размера индекса потребительских цен 4, 91%, а также доначислить задолженность по индексации заработной платы с 01.01.2020г. в размере 45 836, 30 руб, обязании ответчика после произведенной индексации заработной платы истцов с 01.01.2022г, с применением официально установленного Росстатом размера индекса потребительских цен 8, 4%, доначислить задолженности по индексации заработной платы с 01.01.2021г. в размере 32 222, 81 руб.; взыскании процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического исполнения решения суда включительно по каждому периоду.
Абаев С.А. обратился в суд с иском к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания об обязании Администрации местного самоуправления Моздокского района произвести доначисление и выплату Абаеву С.А. недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2017 год в сумме 80984, 58 руб, за 2018 год-58214, 35 руб, за 2019 год - 78263, 47 руб, всего в сумме 217462, 40 руб.; взыскании процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исчисленную из фактически не выплаченных в срок сумм за 2017 год в сумме 66346, 65 руб, за 2018 год - 37182, 46 руб, за 2019 год - 36029, 90 руб, всего в размере 139559, 01 руб.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 февраля 2024 годаисковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Антоненко И.А. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017-2019 года в сумме 188530, 00 руб, процентов (денежной компенсации) по состоянию на 03.08.2023 г. за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017-2019 года в сумме 124631, 99 руб, всего 313161, 99 руб. со взысканием процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная с 04.08.2023 г. по день фактического исполнения решения суда включительно за периоды 2017, 2018, 2019 года.
Суд обязал Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Усенко О.Н. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017-2019 года в сумме 163386, 00 руб, процентов (денежной компенсации) по состоянию на 03.08.2023 г. за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017-2019 года в сумме 107550, 46 руб, всего 270936, 46 руб, со взысканием процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная с 04.08.2023 г. по день фактического исполнения решения суда включительно за периоды 2017, 2018, 2019 года.
Суд обязал Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания восстановить нарушенные трудовые права Абаева С.А. и произвести доначисление и выплату недополученной заработной платы в связи с несвоевременной индексацией за 2017-2019 года в сумме 183052, 18 руб, процентов (денежной компенсации) по состоянию на 03.08.2023 г. за несвоевременную выплату индексации зарплаты за 2017- 2019 года в сумме 122431, 35 руб, а всего 305483, 53 руб, со взысканием процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от по выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная с 04.08.2023 г. по день фактического исполнения решения суда включительно за периоды 2017, 2018, 2019 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Антоненко И.А, Усенко О.Н. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Усенко О.Н. и представителем Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в кассационный суд поданы ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы работают в Администрации местного самоуправления Моздокского района на различных должностях по трудовым договорам: Антоненко И.Л. с 16.04.2014г. - главным специалистом-юрисконсультом отдела по юридическим вопросам Управления делами АМС Моздокского района, что подтверждается трудовым договором N 7/14 от 16.04.2014 г, трудовой книжкой АТ- N; Усенко О.Н. с 05.12.2016 г. - ведущим специалистом отдела по организационным вопросам и информационному обеспечению АМС Моздокского района, что подтверждается трудовым договором N 14/16 от 05.12.2016 г, трудовой книжкой АТ-Х N N Абаев С.А. с 01.12.2008 г. - главным специалистом отдела по земельным вопросам АМС Моздокского района, что подтверждается трудовым договором от 01.12.2008 г, трудовой книжкой AT N
Решением Собрания представителей Моздокского района от 29 декабря 2020г. N 348 с 01 января 2021г. установлена индексация окладов денежного содержания муниципальных служащих на 4, 91% (индекс соответствует данным Росстата за 2020 г. по росту потребительских цен)
Решением собрания представителей Моздокского района от 27 декабря 2021г. N 447 внесены изменения в решение собрания представителей Моздокского района от 29 декабря 2009г. N 200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района". Согласно приложениям к Решению все размеры окладов денежного содержания увеличены на 9, 83% с 01 января 2022г.
Постановлениями Правительства Республики Северная-Осетия Алания "О предельных нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Северная Осетия-Алания" утвержден норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе муниципального образования Моздокский район: постановлением N457 от 24.12.2019г. на 2020 г. району установлена сумма на содержание органов местного самоуправления 64255тыс.руб.; постановлением N418 от 08.12.2020г. - на 2021 г, району установлена сумма на содержание органов местного самоуправления 64298 тыс.руб.; постановлением N445 от 17.12.2021г. - на 2022 г, району установлена сумма на содержание органов местного самоуправления 71825 тыс.руб.
Бюджет Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания дотационный более чем на 5%. В 2020 г, 2021 г. и в 2022 г. бюджетные средства ответчиком израсходованы в соответствии с требованиями Бюджетного законодательства.
В 2021 г. индексация не была проведена, так как не проводилась индексация окладов государственных служащих в Республике Северная Осетия-Алания, однако, в целях реального наполнения зарплаты работников Администрации местного самоуправления Моздокского района в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12.08.2021г. N 254 "Об утверждении правил поощрения за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в 2021 году и Правил распределения в 2021 году межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания органами местного самоуправления, деятельность которых способствовала деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в 2020 году" Главой Администрации местного самоуправления Моздокского района от 21.10.2021г. N97-Д утверждены Правила о денежном поощрении лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, деятельность которых способствовала достижению показателей деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия- Алания в 2020 году, а постановлением N 107 от 19.09.2022г. - в 2022 году. Источник поощрений - межбюджетные трансферты. Истцам в 2021 - 2022 годах выплачивались поощрения: Антоненко И.А. в 2021 году в размере 25842 руб, в 2022 году -21670 руб, Усенко О.Н. в 2021 году в размере 25842 руб, в 2022 году - 21670 руб.
На основании п.2.1 положения об Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания (приложение к решению Собрания представителей Моздокского района N 67 от 16.01.2013г.) Администрация местного самоуправления района является юридическим лицом - муниципальным казенным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование - Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания.
Как установлено судом и сторонами не отрицается, оспариваемые суммы не начислялись истцам своевременно. Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, являющаяся работодателем истцов, не оспаривала факты несвоевременной индексации, изложенные в иске, однако иск полагала необоснованным в связи с пропуском сроков обращения в суд.
Согласно отзыву на исковые заявления заработная плата индексируется на основании решения Собрания представителей Моздокского района, с 01.01.2022 г. произведена индексация за 2017 г, 2018 г, 2019 г.
С 27.06.2022г. была произведена индексация заработной платы.
Решение Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2009 г. N 200 "О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района" (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08.07.2011 г. N 334), дающее право на индексацию муниципальным служащим, опубликовано в районной газете, было доступно для ознакомления.
В коллективном обращении сотрудников Администрации местного самоуправления Моздокского района к Главе Администрации местного самоуправления от 16.10.2020 г. в адрес и.о. прокурора Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 14.10.2020 г. содержатся требования сотрудников Администрации местного самоуправления о восстановление прав на оплату труда путем индексации зарплаты за периоды, предшествовавшие обращению.
В феврале 2021 года прокурор Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в защиту прав сотрудников АМС Моздокского района обратился с иском об обязании Администрации местного самоуправления Моздокского района проиндексировать зарплату работников за 2017г. -2019 г.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.09.2021г. (дело N2-495/2021г.) исковые требования прокурора Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания в интересах работников администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Бабаева С.В, Шиолашвили Е.П, Левченко А.И, Колесниковой Н.А, Арутюновой О.А, Суановой О.Л, Хубецовой Т.В, Калоева Ч.В, Абаева С.А, Дзангубековой В.Н, Давыдовой А.Г, Мысикова Е.В, Маруга А.А, Немова Н.М. к АМС Моздокского района РСО-Алания удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, выразившееся в уклонении от индексации денежного содержания муниципальных служащих за период с 2017 по 2019 годы; обязал Администрацию местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 годы и провести индексацию денежного содержания работников Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания за период с 2017 по 2019 годы в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу, в установлении трехмесячного срока исполнения указанной обязанности суд отказал.
Исполняя решение суда, Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания провела индексацию зарплаты своих служащих с применением инфляционных процентов за 2017 - 2019 года, но проиндексирована только зарплата, выплачиваемая с 01.01.2022 г.
С учетом указанного решения суда, вступившего в законную силу, суд первой инстанции, проиндексировав заработную плату истцов за 2017-2019 годы, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Антоненко И.А. с учетом НДФЛ недоплаченной суммы зарплаты за 2017-2019 года - 188530 руб.; процентов с учетом индексации за 2017-2019 г.г. по состоянию на 03.08.2023 г. (дату вынесения решения) в сумме 124631, 99 руб, всего 313161, 99 руб.; в пользу Усенко О.Н. с учетом НДФЛ недоплаченной суммы зарплаты за 2017-2019 года - 163386, 00 руб, процентов с учетом индексации по состоянию на 03.08.2023 г. в сумме 107550, 46 руб, всего 270 936, 46 руб.; в пользу Абаева С.А. с учетом НДФЛ недоплаченная сумма зарплаты за 2017-2019 года - 183052, 18 руб.; процентов с учетом индексации по состоянию на 03.08.2023 г. в сумме 122 431, 35 руб, всего 305483, 53 руб.
В удовлетворении остальной части требований об индексации заработной платы судом отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, о котором заявлено ответчиком, поскольку с иском о взыскании сумм индексации истцы обратились: Антоненко И.А, Усенко О.Н. - 08.08.2022 г, Абаев С.А. - 24.08.2022 г.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь Федеральным законом от 02.03.2007г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 86, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Северная Осетия-Алания от 31.03.2008г. N 7-РЗ "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания", с учетом разъяснений, содержащихся в п.56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" и преюдициального значения решения Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19.04.2021 г. N2-495/21г, пришел к выводу о взыскании в пользу истцов указанных сумм, с взысканием процентов не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная с 04.08.2023 г. по день фактического исполнения решения суда включительно по каждому периоду, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Антоненко И.А. и Усенко О.Н. об обязании АМС Моздокского района РСО-Алания предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на выплату недоначисленной заработной платы за период с 2017 по 2019 годы, индексацию заработной платы за 2020 год и на выплату недоначисленной заработной платы за 2021 год, суд первой инстанции исходил из того, что ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч.10 ст. 35, ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от 15 декабря 2021 года N 435, Уставом муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания N 162 от 09 июля 2019 года предусмотрено, что составление проекта районного бюджета - исключительная прерогатива АМС Моздокского района РСО-Алания, внесение предложений о формировании бюджета района на следующий год или внесении изменений уже в утвержденный бюджет, является правотворческой инициативой, а вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства.
С указанными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Выводы судебных инстанций мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без изменения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.