Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
с участием прокурора Колячкиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюниковой Елены Александровны к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Управлению финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания о восстановлении на работе, по кассационной жалобе Тюниковой Елены Александровны на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, представителей Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания ФИО9 и ФИО10, действующих на основании доверенностей, возражавших по доводам кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкиной И.В, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тюникова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Главе Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания и с учетом дополнения иска просила признать незаконными решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 10 июля 2023 года, распоряжение Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания N 6-д/в от 19 июля 2023 года о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, распоряжение Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания N142-К от 19 июля 2023 года о расторжении трудового договора и увольнении, о восстановлении в ранее занимаемой должности, взыскании компенсации за вынужденный прогул с 21 июля 2023 года до восстановления на работе, компенсации морального вреда в сумме 500 000 руб, возложении обязанности направить в уполномоченный государственный орган информацию об исключении из Реестра сведений в отношении Тюниковой Е.А. как о лице, уволенном за утрату доверия.
Решением Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований Тюниковой Е.А. отказано.
В кассационной жалобе Тюниковой Е.А. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тюникова Е.А.01 ноября 2012 года принята на работу в Администрацию местного самоуправления Моздокского района на должность заместителя Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания - начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления.
Администрация Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания является учредителем муниципального казенного учреждения "Управление финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания", Муниципальное казенное учреждение образовано как отдельное юридическое лицо в 2015 года. Решением Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 20 декабря 2022 года N 71 "Об утверждении структуры Администрации местного самоуправления Моздокского района" в структуре должность заместителя Главы администрации местного самоуправления - начальника Управления финансов, заменена на должность начальника Управления финансов. Решение вступило в силу 01 марта 2023 года.
После принятия указанного локального нормативного акта с Тюниковой Е.А. контракт не перезаключался, однако фактически Тюникова Е.А. приступила к выполнению трудовых обязанностей по указанной новой должности.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 31 марта 2008 года N 7-РЗ "О муниципальной службе в Республике Северная Осетия-Алания", статьей 2 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 07 ноября 2008 года N 48-РЗ "О Реестре должностей муниципальной службы Республики Северная Осетия-Алания" и согласно локальным нормативным актам должность начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания отнесена к высшей группе должностей муниципальной службы.
В период исполнения истцом обязанностей заместителя Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района - начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района входило исполнение обязанностей Главы Администрации местного самоуправления в период временного отсутствия Главы, руководить Управлением финансов, обеспечивать подготовку, составление проекта бюджета, контролировать его исполнение, распоряжаться финансовыми средствами. В должностные обязанности начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района, входило составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района и исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета, составление отчетов об исполнении бюджета, организация бюджетного процесса, ведение учета и отчетности.
В соответствии с "Положением об Управлении финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района", утвержденным постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 17 июня 2013 года N 20-Д, в обязанности истца так же входило обеспечение эффективного управления и распоряжения бюджетными средствами.
Кроме того, Тюникова Е.А. на основании постановлений Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 18 марта 2021 года N 11-Д и от 14 февраля 2022 года N 9-Д являлась членом Единой комиссии по осуществлению закупок для муниципальных нужд Администрации местного самоуправления Моздокского района.
Согласно пункту 5.2 "Положения об Управлении финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района" руководитель Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района назначается на должность и освобождается от должности Главой Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Распоряжением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 19 июля 2023 года N 142-К в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 27.1. Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", трудовой договор расторгнут, Тюникова Е.А. уволена с должности начальника Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя.
Основание: доклад о результатах проверки, проведенной отделом по юридическим вопросам, кадровой политике и профилактике коррупционных правонарушений Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 19 июля 2023 года, распоряжение Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 19 июля 2023 года N6-д/в "О применении дисциплинарного взыскания".
Распоряжением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 19 июля 2023 года N6-д/в, руководствуясь статьями 192, 193 Трудового кодекса Российской Федерации, и в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст.ст.14.1, 27, 27.1. Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и распоряжением главы Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 18 февраля от 2016 г. N49 "Об утверждении Положения о порядке сообщения муниципальными служащими Администрации местного самоуправления Моздокского района о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" к муниципальному служащему начальнику Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района Тюниковой Е.А. применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на основании доклада о результатах проверки, проведенной отделом по юридическим вопросам, кадровой политике и профилактике коррупционных правонарушений Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 19 июля 2023 года, протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания от 10 июля 2023г. N2.
Как следует из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов от 10 июля 2023 года N2, в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, о муниципальной службе, вопреки интересам службы Тюникова Е.А, замещающая должность муниципальной службы (заместителя Главы Администрации местного самоуправления и руководителя Управления финансов Администрации местного самоуправления Моздокского района), связанную с решением вопросов по распоряжению бюджетными средствами, совершила правонарушение в части не соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Главе Администрации местного самоуправления комиссией рекомендовано применить к Тюниковой Е.А. дисциплинарное взыскание, предусмотренное действующим законодательством за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
На имя руководителя администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания Администрации местного самоуправления Моздокского района направлена информация о применении к Тюниковой Е.А. взыскания для включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. На момент рассмотрения спора судом информация о Тюниковой Е.А. в Реестре отсутствовала.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Моздокского района Республики Северная Осетия- Алания, установлено, что Тюнниковой Е.А. допущены нарушения антикоррупционного законодательства.
Установлено и сторонами не оспаривается, что брат Тюниковой Е.А. - ФИО15. с 21 декабря 2018г. до апреля 2022 г. работал на должности специалиста по закупкам в МБ ДОУ детский сад "Родничок" Моздокского района, а так же осуществлял аналогичную трудовую деятельность в МБ ДОУ -детский сад N 11 "Радуга", СБДОУ детский сад N 20 с.Кизляр, МБДОУ N12, МБДОУ N 24 с.Троицкого, МБДОУ детский сад N 15 пос.Садовый, МБДОУ детский сад N 21 пос.Калининский, МБДОУ N 16 ст.Луковской Моздокского района, МБДОУ детский сад N 40 ст.Терской, МБДОУ ДО ДЮСШ N 1, МБДОЦУ N 43, МБДОУ детский сад N 245 с.Веселое, МБДОУ детский сад N 23 с.Киевского Моздокского района, МБДОУ детский сад с.Раздольного, МБДОУ N 22 с.Малгобек, МБДОУ детский сад N 17 с.Кизляр Моздокского района.
Установлено и не оспаривается сторонами, что отчим Тюниковой Е.А, ФИО16 является учредителем и владельцем ООО "Помощник", с которым были заключены муниципальные контракты подряда на ремонт объектов недвижимости находящихся во владении дошкольных учреждений и здания Администрации местного самоуправления: муниципальный контракт N 230 от 01 ноября 2020 года, муниципальный контракт N 129 от 01 декабря 2020 года, муниципальный контракт N 2 от 11 января 2021 г, муниципальный контракт N 19 от 04 февраля 2021 года, муниципальный контракт N 26 от 05 февраля 2021 г, муниципальный контракт N 27 от 17 февраля 2021 года, муниципальный контракт N 80 от 10 мая 2023 года.
По результатам проверки 23 июня 2023 года прокуратурой Моздокского района на имя Главы Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции, в соответствии с которым следовало в установленном законом порядке решить вопрос о привлечении Тюниковой Е.А. к дисциплинарной ответственности в связи с утратой доверия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2, 12, 14.1, 14.2, 15, 27, 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", и исходил из того, что Тюникова Е.А, зная об участии членов своей семьи в проведении закупок, как муниципальный гражданский служащий не приняла мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в связи с чем пришел к выводу о том, что принятое решение о применении дисциплинарного взыскания и увольнения с должности муниципальной службы Тюниковой Е.А. в связи с утратой доверия вынесено в соответствии со статьей 27.1. Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", при этом нарушений, как процедуры проверки, так и увольнения Тюниковой Е.А. не допущено.
С указанными выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив, как необоснованные, доводы апелляционной жалобы истца об отсутствии оснований для увольнения ввиду отсутствия в действиях истца коррупционной составляющей, поскольку установлено, что в нарушение требований п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ч.2 ст.11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Тюникова Е.А. не исполнила обязанность уведомить в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не приняла мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Отклоняя довод истца о том, что она не состоит в родстве или свойстве с отчимом Василевским Д.И, суд апелляционной инстанции указал, что данный довод направлен на сокрытие информации о фактических родственных отношениях и об имевшем месте конфликте интересов. Истец обязана была при заключении первого муниципального контракта с Василевским Д.И. направить уведомление о возможности возникновения конфликта интересов и принять меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Возможность получения материальной выгоды близкими родственниками - матерью и братом должностного лица Тюниковой Е.А. в результате осуществления истцом своих полномочий, является основанием для её личной заинтересованности, что способно повлиять на объективность и беспристрастность исполнения должностным лицом своих обязанностей при осуществлении им своих полномочий, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" свидетельствует о возникновении конфликта интересов.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения муниципального служащего являются предметом регулирования Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации") и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 1 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим, при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 14.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Согласно части 1 статьи 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Установив, что Тюникова Е.А, являясь муниципальным служащим, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", не уведомила в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, не приняла мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, чем совершила дисциплинарный проступок коррупционной направленности, суды пришли к верному выводу о наличии у ответчика оснований для привлечения Тюниковой Е.А. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судами правомерно установлено, что процедура и сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, работодателем соблюдены.
Выводы судов приведены и подробно мотивированы в судебных постановлениях, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, в том числе, об отсутствии у истца обязанности в силу закона уведомить работодателя о наличии определенной связи с ФИО17 с которым она не состоит в родстве или свойстве, а также о том, что действия истца нельзя квалифицировать как коррупционный проступок, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.