Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
с участием прокурора Гаринина Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулкаримова Магомеда Дайтбеговича к Правительству Республики Дагестан, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконными распоряжения и приказа об освобождении от занимаемой должности, расторжении служебного контракта, увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, по кассационным жалобам Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 января 2024г.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав представителей Министерства строительства архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан ФИО17, представителя Правительства Республики Дагестан ФИО18 действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя Абдулкаримова М.Д. - ФИО19, действующую на основании доверенности, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абдулкаримов М.Д. обратился в суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству строительства и архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным распоряжения и приказа об освобождении от занимаемой должности, расторжении служебного контракта, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Просил суд признать незаконным распоряжение Председателя Правительства Республики Дагестан от 29 марта 2023г. N126-р о его освобождении от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта, признать незаконным приказ министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 29 марта 2023г. N50-л/с "Об освобождении от занимаемой должности Абдулкаримова М.Д." о расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, увольнении с государственной гражданской службы с 29 марта 2023г. в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта; восстановить Абдулкаримова М.Д. на государственной гражданской службе в должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с 29 марта 2023 г.; взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдулкаримова М.Д. средний заработок за время вынужденного прогула; взыскать с Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдулкаримова М.Д. компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 23 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 января 2024 года решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 23 августа 2023 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым исковые требования Абдулкаримова М.Д. удовлетворены частично.
Суд признал незаконными распоряжение Председателя Правительства Республики Дагестан от 29 марта 2023 года N126-р об освобождении Абдулкаримова М.Д. от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта и приказ министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 29 марта 2023 года N50-л/с о расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, увольнении с государственной гражданской службы с 29 марта 2023 года в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Суд восстановил Абдулкаримова М.Д. на государственной гражданской службе в должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестанс 30 марта 2023 года.
Суд взыскал с Министерства строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Дагестан в пользу Абдулкаримова М.Д. средний заработок за время вынужденного прогула с 30 марта 2023 года по 12 января 2024 года, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Абдулкаримова М.Д. суд отказал.
В кассационных жалобах Министерства строительства и архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Правительства Республики Дагестан поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Судом кассационной инстанции в ходе рассмотрения кассационных жалоб в судебном заседании, назначенном на 04 июля 2024 года 17 -10 час. был объявлен перерыв до 9 июля 2024г. в 10-30 час, после перерыва судебное заседание продолжено 9 июля 2024г. в том же составе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно распоряжению Правительства Республики Дагестан от 20 июня 2008 года N162-р, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 20 июня 2008 года N89л/с Абдулкаримов М.Д. назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Даудова Н.М. При этом указанный приказ не содержит положения о сроке трудовой деятельности Абдулкаримова М.Д, тогда как в распоряжении Правительства Республики Дагестан срок полномочий указан "на время исполнения Даудовым Н.М. полномочий по данной должности".
С Абдулкаримовым М.Д заключен служебный контракт от 04 июля 2008 года, из которого следует, что данный контракт заключен на время исполнения Даудовым Н.М. полномочий в должности министра строительства и ЖКХ РД (пункт 12) (т.1, л.д.105-108).
На основании протеста прокурора Республики Дагестанот 03 июля 2008 года N7/3-12-08 в связи с нарушением требований закона, не предусматривающих заключение трудового договора в зависимости от срока исполнения конкретными должностными лицами своих полномочий, Правительство Республики Дагестан издано распоряжение от 11 августа 2008 года N211-р о назначении Абдулкаримова М.Д. исполняющим обязанности первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, признав утратившим силу распоряжение Правительства Республики Дагестан от 20 июня 2008 года N 162-р.
Указом Президента Республики Дагестан от 17 сентября 2009 г. Даудов Н.М. освобожден от должности министра строительства и ЖКХ РД (т.1, л.д. 109), но заключенный с Абдулкаримовым М.Д. служебный контракт от 04 июля 2008 года не был прекращен в связи с истечением срока.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 июня 2010 года N213 Абдулкаримов М.Д. назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, освободив его от должности исполняющего обязанности первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2013 года N32 Абдулкаримов М.Д. назначен заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, освободив его от должности первого заместителя министра, о чем издан соответствующий приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 25 февраля 2013 года N 45лс.
Распоряжением Правительство Республики Дагестан от 10 августа 2016 года N328-р Абдулкаримова М.Д. назначен заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, освободив его от занимаемой должности.
В материалах личного дела истца, представленного в суд апелляционной инстанции, находится проект служебного контракта 2016 года (копия в т.1 на л.д. 118-121) между министром строительства, архитектуры и ЖКХ РД и Абдулкаримовым М.Д, пунктом 13 которого предлагается заключить служебный контракт на три года, но относимых и допустимых доказательств того, что данный проект служебного контракта был доведен до истца, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
28 марта 2017 года на основании Распоряжения Правительства Республики Дагестан от 21 марта 2017 года N111-р Абдулкаримов М.Д. отстранен от занимаемой должности на период проведения проверки.
Распоряжением от 28 апреля 2017 года N159-р Правительство Республики Дагестан распорядилось освободить Абдулкаримова М.Д. от должности заместителя министра в связи с переходом на другую работу, о чем составлен приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан от 16 мая 2017 года N 96-лс.
Вместе с тем, распоряжением от 26 декабря 2020 г. N 366-р Правительство РД распорядилось отменить собственное распоряжение от 28 апреля 2017 года N 159-р и восстановить Абдулкаримова М.Д. в должности заместителя министра с 28 апреля 2017 года о чем издан соответствующий приказ Минстроя Республики Дагестан от 08 февраля 2021 года N 12-лс.
Приказом Минстроя Республики Дагестан от 10 ноября 2021 года N225-лс с Абдулкаримовым М.Д. расторгнут служебный контракт и он уволен с государственной гражданской службы с 10 ноября 2021 года по сокращению должности гражданской службы. Основание: распоряжение Правительства Республики Дагестан от 10 ноября 2021 года N 412-р.
Приказом Минстроя Республики Дагестан от 13 июля 2022 года N 294-л/с отменен приказ Минстроя Республики Дагестан от 10 ноября 2021 года N 225-лс, Абдулкаримов М.Д. восстановлен в должности заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан с 10 ноября 2021 года. Основанием: решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 10 июня 2022 г. по делу N 2-698/2020 и распоряжение Правительства Республики Дагестан от 13 июля 2022 года N 313-р.
В материалах личного дела также находится проект служебного контракта от 13 июля 2022 года (копия в т.1 на л.д. 125-129), который предлагается заключить между Минстроем Республики Дагестан и Абдулкаримовым М.Д, по условиям которого с контракт заключается на определенный срок - один год. Такой служебный контракт Абдулкаримовым М.Д. не подписан, однако имеется запись о том, что его он получил для ознакомления с указанием даты -19 (запись месяца исправлена - "июля" / "октября") 2022 года.
Согласно акту от 14 июля 2022г. Абдулкаримов М.Д. не предоставил представителю нанимателя трудовую книжку.
Распоряжением Председателя Правительства Республики Дагестан от 29 марта 2023 года N126-р Абдулкаримов М.Д. освобожден от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта (т.1, л.д.110).
Приказом министра строительства и архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 29 марта 2023 г. N 50л/с расторгнут служебный контракт и Абдулкаримов М.Д. освобожден от замещаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и уволен с государственной гражданской службы Республики Дагестан в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Основание: распоряжение Правительства Республики Дагестан от 29 марта 2023 г. N 126-р.
На приказе стоит подпись Абдулкаримова М.Д. об ознакомлении с ним29 марта 2023г. В тот же день истцом подписано уведомление об освобождении его от занимаемой должности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Абдулкаримова М.Д, суд первой инстанции исходил из того, что должность государственной гражданской службы заместителя министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан, которую замещал Абдулкаримов М.Д, согласно Указу Президента Республики Дагестан от 01 августа 2006 года N65 "О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан" (в редакции, как действующей на момент принятия истца впервые на должность 20.06.2008, так и впоследствии, после восстановления на работе по решению суда), относится к категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, с которыми предусмотрено заключение только срочного служебного контракта.
В соответствии с Указом Президента Республики Дагестан от 12.04.2010 N101 "О порядке назначения руководителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, замещающих должности гражданской службы, заместителей руководителей органов исполнительной власти и начальников управлений министерств Республики Дагестан" руководители органов исполнительной власти Республики Дагестан, замещающие должности гражданской службы, заместители руководителей органов исполнительной власти и начальники управлений министерств Республики Дагестан назначаются на должность на условиях срочного служебного контракта на срок, определенный по соглашению сторон в соответствии с законодательством.
Абдулкаримов М.Д, согласившись со всеми условиями, собственноручно подписал с Минстроем Республики Дагестан срочный служебный контракт от 04 июля 2008 года (на время исполнения Даудовым Н.М. полномочий в должности министра строительства и ЖКХ РД), а при последующих перемещениях по государственной гражданской службе Абдулкаримов М.Д, злоупотребляя правом, уклонялся от подписания контрактов с Минстроем Республики Дагестан, в связи с чем ответчиком принято правомерное решение о прекращении служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.
Абдулкаримов М.Д. в соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в письменной форме от 30 января 2023 года N 11-14-1004/23 предупрежден не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
С приказом об увольнении Абдулкаримов М.Д. ознакомлен, трудовая книжка при восстановлении на работе им не представлялась работодателю.
На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о соблюдении процедуры увольнения истца.
Кроме того, судом в обжалуемом решении указано, что согласно ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 30 постановления от 17 марта 2004 года N 2, общие нормы, установленные ч. 4 ст. 58 Трудового кодекса РФ, не могут быть применены в отношении государственных служащих, с которыми возможно заключение срочного служебного контракта, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ст. 11 Трудового кодекса РФ и ст. 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79.
Более того, вступившим 12 апреля 2023 года в законную силу решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 января 2023 года по делу N 2-220/2023 признан незаконным пункт 4 приказа Минстроя Республики Дагестан от 13 июля 2022 года N 294-л/с "Об Абдулкаримове М.Д.", которым предусмотрено "Отделу государственной службы и кадров (Гусейнова Э.М.) заключить срочный служебный контракт с Абдулкаримовым М.Д."
Из решения суда усматривается, что на момент восстановления Абдулкаримова М.Д. на работе срочный служебный контракт от 04 июля 2008 года (на время исполнения Даудовым Н.М. полномочий в должности министра строительства и ЖКХ РД) имеет юридическую силу и является действующим, поскольку иных служебных контрактов с Абдулкаримовым М.Д. до его увольнения не заключалось.
Приказом Минстроя Республики Дагестан от 30 января 2023 года N 11-л/с исключен пункт 4 приказа Минстроя Республики Дагестан от 13 июля 2022 года N 294-л/с.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводам о том, что поскольку законом предусмотрено, что должность заместителя (в том числе первого заместителя) министра, является временной, со сроком контракта максимум до пяти лет, то независимо от наличия или отсутствия вины Минстроя Республики Дагестан в незаключении контракта после соответствующего распоряжения Правительства Республики Дагестан о его назначении и неуказания в таком распоряжении условий о сроке - истец был назначен на максимальный, предусмотренный законом в пять лет, который на момент увольнения истек. На предложение заключить срочный контракт, истец отказался, на основании чего увольнение истца суд посчитал законным и в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился ввиду следующего.
Согласно разделу 8 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, утвержденного Указом Президента Республики Дагестан от 1 августа 2006 года N65 (в редакции, как действующей на момент принятия истца впервые на должность 20.06.2008, так и впоследствии, после восстановления на работе по решению суда), должности государственной гражданской службы Республики Дагестан "первый заместитель министра" и "заместитель министра" в министерствах Республики Дагестан, которые замещал истец Абдулкаримов М.Д, отнесены к категории "руководители" высшей группы должностей, на что верно указал суд первой инстанции.
Как установлено положениями ст.25 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, как действующей на момент принятия истца впервые на должность 20.06.2008, так и впоследствии, после восстановления на работе по решению суда), для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт, при этом срочный служебный контракт по общему правилу заключается на срок от одного года до пяти лет (чч. 1 и 2 ст.25 Федерального закона).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Срочный служебный контракт заключается, в том числе в случае замещения отдельных (не всех) должностей гражданской службы категории "руководители" (чч. 3 и 4 ст.25 Федерального закона).
Аналогичные положения установлены в ст.23 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (в редакции, как действующей на момент принятия истца впервые на должность 20.06.2008, так и впоследствии, после восстановления на работе по решению суда).
При этом, согласно п.1 ч.2 ст.9 Федерального закона от 27.07.2004г.N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п.1 ч.2 ст.7 Закона Республики Дагестан от 12.10.2005 N32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (в редакции, как действующей на момент принятия истца впервые на должность 20.06.2008, так и впоследствии, после восстановления на работе по решению суда), должности гражданской службы категории "руководители" - это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных (республиканских) органов исполнитель-ной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.
Таким образом, на основании системного анализа вышеприведенных положений федерального и республиканского законодательства о государственной гражданской службе суд апелляционной инстанции признал неверным вывод суда первой инстанции о том, что с гражданином, назначенным на должность государственной гражданской службы Республики Дагестан, относящуюся к категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы предусмотрено заключение только срочного служебного контракта.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям положений названного Указа Президента Республики Дагестан, поскольку данный Указ не действовал на момент заключения с истцом служебного контракта от 4 июля 2008 года, а следовательно, должность гражданской службы, на которую он был назначен, на момент такого назначения не была отнесена к "отдельным" должностям гражданской службы категории "руководители", предусмотренным п.1 ч.4 ст.25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ и п.1 ч.4 ст.23 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32, в случае замещения которых безусловно должен заключаться срочный служебный контракт, то есть с истцом на момент заключения служебного контракта мог заключаться как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок.
Служебный контракт с АбдулкаримовымМ.Д. был заключен на время исполнения Даудовым Н.М. полномочий в должности министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан, при этом последний освобожден от должности министра Указом Президента Республики Дагестан от 17 сентября 2009 года N 211, но по истечении предусмотренного срока действия указанного срочного служебного контракта, вплоть до 12.04.2010г. (дата издания Указа Президента Республики Дагестан N101), должности государственной гражданской службы Республики Дагестан "первый заместитель министра" и "заместитель министра" не были отнесены к вышеуказанным "отдельным" должностям гражданской службы категории "руководители", замещение которых безусловно подразумевало бы заключение срочного служебного контракта.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79ФЗ и п.2 ч.1 ст.31 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32, одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" (ч.1 ст.35 Федерального законаот 27 июля 2004 года N79-ФЗ и ч.1 ст.33 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32).
При этом по истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом (ч.4 ст.35 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ и ч. 4 ст. 33 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32).
Как следует из материалов гражданского дела, по истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного с истцом Абдулкаримовым М.Д, то есть по истечении установленного срока его полномочий, обусловленного освобождением Даудова Н.М. от должности министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан Указом Президента Республики Дагестан от 17 сентября 2009 года N 211, с истцом указанный служебный контракт расторгнут не был, а вместо этого он назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан от 23 июня 2010 года N213), заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2013 года N32), а впоследствии - заместителем министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (распоряжение Правительства Республики Дагестан от 10 августа 2016 года N328-р).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с положениями ч.2 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч.2 ст.7 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32 "О государственной гражданской службе Республики Дагестан" только должности гражданской службы категории "помощники (советники)" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов республиканских органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.
Должность, на которую изначально был назначен истец, отнесенак категории "руководители", а, следовательно, заключение с ним служебного контракта на срок, ограниченный сроком полномочий министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан Даудова Н.М, противоречит вышеуказанным положениям закона, на что было указано в протесте прокурора Республики Дагестан от 03 июля 2008 года N7/3-12-08.
Как было указано выше с приведением соответствующего правового обоснования, должности категории "руководители" замещаются как на определенный срок полномочий, так и без ограничения срока полномочий; федеральным и республиканским законодательством предусматривается, что срочный служебный контракт заключается для замещения не всех, а отдельных должностей категории "руководители".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в отсутствие на момент заключения с истцом служебного контракта (04.07.2008) правового регулирования вопроса о том, какие конкретно должности категории "руководители" предусматривают заключение только срочного служебного контракта (такой Указ издан Президентом Республики Дагестан 12.04.2010), а также с учетом невозможности заключения срочного служебного контракта на срок, ограниченный сроком полномочий министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан Даудова Н.М, с Абдулкаримовым М.Д. следовало изначально заключить служебный контракт на неопределенный срок.
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с ч.3 ст.25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ и ч.3 ст.23 Закона Республики Дагестан от 12 октября 2005 года N32, согласно которым срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, с Рекомендациями Международной организации труда от 22 июня 1982 года N166, а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Частью 7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в силу положений чч.4 и 5 ст.58 Трудового кодекса Российской Федерации имеются правовые основания для признания срочного служебного контракта от 04 июля 2008 года, заключенного с истцом Абдулкаримовым М.Д, заключенным на неопределенный срок. При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание, что, исходя из условий данного контракта, он должен был быть расторгнут после освобождения Даудова Н.М. от должности министра строительства и ЖКХ Республики Дагестан Указом Президента Республики Дагестан от 17 сентября 2009 года, однако оспариваемые истцом по делу распоряжение Председателя Правительства Республики Дагестан от 29 марта 2023 года N126-р и приказ министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 29 марта 2023 года N50-л/с об освобождении Абдулкаримова М.Д. от занимаемой должности заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта изданы лишь спустя более чем 13 лет.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Выводы суда приведены и подробно мотивированы в судебном постановлениях, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационных жалоб не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и не свидетельствуют о неверном применении судом норм материального и процессуального права, основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать, представленные сторонами доказательства.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 января 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.