Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Козлова О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дедегкаевой Риты Рамазановны к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Территориальному органу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания -Управлению социальной защиты населения по Ирафскому району Республики Северная Осетия-Алания о признании права на компенсацию расходов по оплате отопления, по кассационной жалобе Дедегкаевой Риты Рамазановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дедегкаева Р.Р. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Территориальному органу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания -Управлению социальной защиты населения по Ирафскому району Республики Северная Осетия-Алания о признании права на компенсацию расходов по оплате отопления.
Решением Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2023 года, исковые требования Дедегкаевой Р.Р. удовлетворены.
Суд признал за Дедегкаевой Р.Р. право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг - расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01.01.2016 г. по 31.07.2023 г.
Суд возложил на Территориальный орган Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания - Управление социальной защиты населения по Ирафскому району Республики Северная Осетия-Алания обязанность произвести компенсацию выплат за услуги жилищно-коммунального хозяйства -расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01.01.2016 г. по 31.07.2023 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2024 года решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2023 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дедегкаевой Р.Р. отказано.
В кассационной жалобе Дедегкаевой Р.Р. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении апелляционного определения такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010г. N 32-P3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008г. N 304 "О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания" и Положением "О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания", пришел к выводу, что действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части закрепления права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по оплате за жилое помещение, отопление и освещение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, в силу приведённых норм действующего законодательства распространялось на всех без исключения медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, занятых на должностях в федеральных и региональных государственных учреждениях здравоохранения, к которым была отнесена и Дедегкаева P.P.
Суд первой инстанции, установив, что Дедегкаева Р.Р. относится к категории медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельской местности, имеет право с 01.01.2016г. на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010г. N 32-P3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", однако меры социальной поддержки ей не были предоставлены исключительно по вине Правительства РСО-Алания, не включившего должность истца в Перечень должностей медицинских работников, имеющих право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, нарушив её права.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что у ответчика отсутствовали до внесения изменения в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 ноября 2011 г. N 298 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" правовые основания для осуществления требуемой истцом при рассмотрении данного спора выплаты, поскольку нормативными актами не была регламентирована указанная обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания либо подведомственных ему органов или учреждений.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец не имеет права на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период времени с 01.01.2016г. по 31.07.2023г, поскольку Правительством Республики Северная Осетия-Алания постановление N 334 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 3 ноября 2011 г. N 298 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" принято только лишь 11.08.2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона N 122ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от 12 июля 2006 года N 375-О, от 4 декабря 2007 года N 947-О-П, от 07 февраля 2008 N 383-О-П) Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона, меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Республики Северная Осетия - Алания таковым является Закон Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 г. N32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", вступивший в силу с 01 июля 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 г. N32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", предусмотрено возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия - Алания медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения. При этом действие указанного закона было приостановлено в период с 01 января 2016г. до 31 декабря 2019 г.
Согласно статье 4 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 г. N32-РЗ, гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится органами социальной защиты населения по месту жительства в форме ежемесячной денежной выплаты (ч.1 ст.4 Закона); порядок возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается Правительством Республики Северная Осетия - Алания (ч.4 ст. 4 Закона).
Порядок и условия предоставления социальных гарантий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности в Республике Северная Осетия - Алания был установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 03 ноября 2011 г. N298 (введено в действие с 01 октября 2011 г.).
Указанным постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 03 ноября 2011 г. N298 также были утверждены соответствующие перечни должностей социальных и педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности Республики Северная Осетия - Алания, имеющих право на предоставление социальных гарантий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно доступным источникам текст постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 03 ноября 2011 г. N298 официально опубликован не был, в него вносились изменения постановлениями от 11 апреля 2013г. N118, от 11 апреля 2014г. N98, от 11 августа 2023г. N334, а постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22 ноября 2023 г. N513 оно признано утратившим силу с 28 ноября 2023 г.
Обращаясь в суд с иском о признании права на денежную компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01 января 2016 г. по 31.07.2023 г, истец, являющаяся медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности с 03.03.2014г. в должности врача-эндокринолога в ГБУЗ "Ирафская ЦРБ" МЗ РСО-Алания, указала, что в период действия указанного постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 03 ноября 2011 г. N298, противоречащего требованиям федерального законодательства, она фактически была лишена возможности реализации права на меры социальной поддержки, поскольку заявление о выплате компенсации у неё не принимали ввиду отсутствия занимаемой ею должности в данном перечне. При этом отказ осуществлялся в устной форме, руководствуясь постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 03 ноября 2011 г. N298, содержащим перечень должностей, со ссылкой на отсутствие права истца на льготы, поскольку не было соответствующего закона.
По жалобе истца, поданной в прокуратуру РСО-Алания 27 апреля 2023г, проведена проверка соответствия региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству, по результатам которой в Правительство РСО-Алания внесено представление и 11 августа 2023г. Правительством РСО-Алания принято постановление N334 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 03 ноября 2011 г. N298 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", перечень должностей был расширен, нарушенные права истца были восстановлены со дня принятия Постановления N334, с 11 августа 2023г.
Обращаясь в суд с иском о признании права на денежную компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с 01.01.2016 г. по 31.07.2023 г, истец ссылалась на то, что нормативным правовым актом РСО-Алания, утвердившим перечень лиц, имеющих право на получение указанных мер социальной поддержки, в нарушение требований федерального законодательства её должность не была включена в данный перечень, в результате чего она была лишена возможности реализации данного права в указанный период.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции проанализировал положения приведенных выше федеральных законов и региональных нормативных актов, пришел к выводу о том, что в результате невнесения ряда должностей медицинских работников в Перечень, длительное время нарушалось закрепленное нормой закона право граждан на получение социальной гарантии на оплату жилья и коммунальных услуг; региональный законодатель изменил условия материального обеспечения указанной категории граждан, такого рода изменение означает, что государство в нарушение Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и не опровергнув указанные выводы суда первой инстанции и установленные данным судом обстоятельства, в нарушение статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), пунктов 5, 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в апелляционном определении должны быть указаны в том числе обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался) пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали до внесения изменения в Постановление Правительства РСО-Алания от 03 ноября 2011г. N298 правовые основания для осуществления спорной выплаты, поскольку ни одним нормативным актом не была регламентирована указанная обязанность Министерства труда и социального развития РСО-Алания либо подведомственных ему органов, а вывод суда о том, что истец относилась в спорный период к категории граждан, имеющих право на получение спорных мер социальной поддержки ошибочен. При этом суд апелляционной инстанции какого-либо обоснования такому выводу со ссылкой на доказательства, имеющиеся в материалах дела, не привел, новых обстоятельств, имеющих значение для дела и опровергающих выводы суда первой инстанции, не установил.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на компенсацию расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения в период с 01.01.2016г. по 31.07.2023г, возложении обязанности произвести указанную компенсацию за спорный период, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, не указав, какие нормы материального права судом первой инстанции применены или истолкованы неверно.
При этом, суд апелляционной инстанции оставил без внимания и какойлибо оценки иные выводы суда первой инстанции по спорному вопросу.
Между тем, судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Дедегкаева Р.Р. с 03.03.2014г. работает в должности врача-эндокринолога в ГБУЗ "Ирафская ЦРБ" МЗ РСО-Алания (т.е. в республиканском учреждении здравоохранения), работает и проживает в сельской местности и относится к категории медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельской местности и имеет право с 01.01.2016г. на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг, непредоставлением которых нарушены её права.
Данный вывод суда об отнесении истца к указанной категории работников, вопреки доводам суда апелляционной инстанции, соответствует пункту 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 г. N32-РЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности", которым в заявленный истцом период было предусмотрено возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия - Алания медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения.
Как видно из протокола судебного заседания судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 22 февраля 2024 года, суд апелляционной инстанции не принимал от сторон новых доказательств, имеющиеся в деле доказательства также не исследовал (л.д. 142-150).
Таким образом, суд апелляционной инстанции без исследования фактических обстоятельств дела немотивированно переоценил и признал необоснованными доводы истца и выводы суда первой инстанции. При этом суд не выявил ошибок суда первой инстанции в установлении и оценке фактических обстоятельств дела, а также в применении норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь за собой принятие незаконного и необоснованного решения.
Между тем, полномочия суда апелляционной инстанции по повторному рассмотрению гражданского дела (абзац 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не означают возможность немотивированной переоценки доказательств, которые судом первой инстанции были оценены иным образом.
Приходя к выводу о неправильной оценке тех или иных доказательств судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции должен указать, в чем состояло неправильное применение норм материального или процессуального права судом первой инстанции и на основании чего суд апелляционной инстанции приходит к иным выводам по делу при тех же собранных по делу доказательствах.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Дедегкаевой Р.Р. противоречат смыслу приведенных выше положений закона и установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 февраля 2024 года отменить.
Оставить в силе решение Ирафского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 ноября 2023 года.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.