Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Воронова А.М. (далее Воронов А.М.) на вступившие в законную силу постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 11 мая 2023 года, решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 октября 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Воронова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 11 мая 2023 года главный инженер общества с ограниченной ответственностью "Отель-клуб "Рублевъ" (далее ООО "Отель-клуб "Рублевъ", общество) Воронов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 20 декабря 2023 года, постановление изменено в части указания периода, в течение которого ООО "Отель-клуб "Рублевъ" не заключило договор с региональным оператором АО "Ситиматик-Нижний Новгород", в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Воронов А.М. ставит вопрос об отмене процессуальных актов и прекращении производства по делу, приводя доводы о незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (все нормы, цитируемые в данном постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу положений частей 1, 2 статьи 51 данного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Пунктом 4 вышеназванной статьи установлено, что собственники твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное требование закреплено в пункте 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО "Отель-клуб "Рублевъ" осуществляет деятельность по предоставлению мест для временного проживания по адресу: "адрес" в процессе которой образуются отходы: пищевые отходы, упаковка и тара из-под продуктов питания, а также другие отходы типа "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы по предоставлению услуг населению".
В период с 01 января 2023 года по 22 марта 2023 года ООО "Отель-клуб "Рублевъ" в нарушение требований пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" уклонилось от заключения договора с региональным оператором - АО "Ситиматик-Нижний Новгород", осуществляющим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Городецкого муниципального округа, что послужило основанием для привлечения должностного лица общества, ответственного за названные нарушения законодательства об отходах, к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях главного инженера ООО "Отель-клуб "Рублевъ" Воронова А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которые при рассмотрении дела получили надлежащую правовую оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Не может повлиять на правильность указанных выводов позиция заявителя о вывозе отходов ООО "Отель-клуб "Рублевъ" на основании договора от 01 января 2019 года на сбор, вывоз и размещение ТБО, заключенного с ООО "ЭкоСтройКом".
Как следует из материалов дела 01 января 2019 года между ООО "Отель-клуб "Рублевъ" (заказчик) и ООО "ЭкоСтройКом" (исполнитель) заключен договор N 14/19-ОТ, по условиям которого последний по заданию заказчика оказывает услуги по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов (ТБО), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1.1 договора) (л.д. 52).
Согласно дополнительному соглашению от 01 января 2020 года в пункт 1.1 данного договора внесены изменения, по которым ООО "ЭкоСтройКом" оказывает услуги по вывозу и передаче на размещение (захоронение) отходов производства и потребления, не отнесенных к твердым коммунальным отходам (ТКО), а заказчик ООО "Отель-клуб "Рублевъ" обязуется оплатить эти услуги.
Срок действия договора N 14/19-ОТ, установленный до 31 декабря 2019 года, был пролонгирован, что подтверждается, в том числе дополнительным соглашением N 2 от 10 января 2022 года, которым внесены изменения в пункт 1.4 основного договора в части стоимости услуг исполнителя, во всем остальном стороны определились руководствоваться договором N 14/19-ОТ (л.д. 56).
Факт оказания ООО "ЭкоСтройКом" услуг по вывозу и передаче на размещение (захоронение) отходов производства и потребления ООО "Отель-клуб "Рублевъ", не отнесенных к твердым коммунальным отходам (ТКО) в 2019-2022 г.г. установлен также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26 июня 2023 года, состоявшимся по результатам рассмотрения иска АО "Ситиматик-Нижний Новгород" к ООО "Отель-клуб "Рублевъ".
Таким образом, ООО "Отель-клуб "Рублевъ", являясь собственником ТКО, образующихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, обязано было выполнить требования пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО.
Суждения в жалобе, суть которых сводится к необоснованности привлечения Воронова А.М. к административной ответственности ввиду вывоза ООО "ЭкоСтройКом" отходов общества в 2023 году и заключения ООО "Отель-клуб "Рублевъ" 23 марта 2023 года договора N 2644-Г-П(ф) с АО "Ситиматик-Нижний Новгород" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не могут быть признаны состоятельными.
Событие совершенного должностным лицом ООО "Отель-клуб "Рублевъ" административного правонарушения описано в протоколе об административном правонарушении и судебных актах, с учетом изменений, внесенных решением судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 октября 2023 года, состоит в незаключении ООО "Отель-клуб "Рублевъ" соответствующего договора с региональным оператором в конкретный период - с 01 января 2023 года по 22 марта 2023 года, и в соответствии с диспозицией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дает оснований для иной квалификации указанного деяния.
Вопреки утверждению заявителя, достоверных доказательств, свидетельствующих о вывозе отходов в 2023 году ООО "ЭкоСтройКом" материалы дела не содержат, а судебный акт Арбитражного суда Нижегородской области подтверждает факт вывоза ТБО общества в период с 2019 года по 2022 год.
Законность привлечения субъекта ответственности к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Заявленные в ходе производства по делу доводы Воронова А.М. о допущенных процессуальных нарушениях судьей городского суда проверены, получили надлежащую оценку, поводов не согласиться с которой не усматривается.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Воронова А.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие Воронова А.М. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения Воронова А.М. к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено с учетом санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника Северо-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 11 мая 2023 года, решение судьи Городецкого городского суда Нижегородской области от 31 октября 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Воронова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Воронова А.М. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что должностное лицо общества признано виновным в несоблюдении требований по обращению с отходами, что привело к наложению административного штрафа. Судебные инстанции подтвердили законность привлечения к ответственности, отметив, что общество не заключило договор с региональным оператором в установленный срок, что является нарушением законодательства об охране окружающей среды.