Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее - ООО "Каширский региональный оператор", общество) Алфимовой Марины Александровны на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела N27 территориального управления ГУ содержания территорий Московской области - старшего государственного административно-технического инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 22 августа 2023 года N27/914/51Э, решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 2 октября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 28 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский региональный оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного административно-технического инспектора Московской области - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 22 августа 2023 года N27/914/51Э, оставленным без изменения решением судьи Коломенского городского суда Московской области от 2 октября 2023 года, решением судьи Московского областного суда от 28 декабря 2023 года, ООО "Каширский региональный оператор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Алфимова М.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу.
Коломенская городская прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представила.
В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 4 августа 2023 года заместителем Коломенского городского прокурора в отношении ООО "Каширский региональный оператор" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам проведенной проверки, согласно выводам которой 15 июля 2023 года в 00 часов 01 минут по адресу: Московская область, г.о. Коломна, пр. Кирова, д. 41, контейнерная площадка, выявлено, что общество повторно в течение года допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: вывоз бункера на указанной контейнерной площадке является ежедневным с 07.00 до 11.00, вывоз бункера произведен региональным оператором 13 июля 2023 года в 12 часов 59 минут, при этом вывоз бункера с крупногабаритными отходами (КГО) согласно графику вывоза ТКО 14 июля 2023 года не производился, вывоз бункера с КГО произведен только 15 июля 2023 года в 01 час.46 мин. Таким образом, была нарушена периодичность вывоза ТКО с контейнерной площадки более 24 часов. Несвоевременный вывоз бункера с КГО повлекло образование навалов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 22 августа 2023 года должностным лицом Главного управления содержания территорий Московской области постановления о привлечении общества к административной ответственности согласно названной норме.
С выводами должностного лица о наличии указанного состава административного правонарушения в действиях общества согласились судья Коломенского городского суда Московской области и судья Московского областного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобам защитника общества.
Согласиться с указанными выводами нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" положениями пунктов 1, 2 статьи 24.6 которого предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в прежней редакции) административным правонарушением признавалось несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Федеральным законом от 17 июня 2019 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" осуществлена дифференциация составов административных правонарушений при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой и иными опасными веществами. Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в иной редакции, и названный кодекс дополнен новыми нормами, в частности статьями 6.35, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, которые устанавливают административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, предусмотренная соответствующей частью статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введена законом с 17 июня 2019 года, а до введения в действие указанной нормы административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, предусматривалась статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соответственно, оснований для вывода о том, что вмененное обществу несоблюдение требований Правил при обращении с твердыми коммунальными отходами образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 и статьей 6.35 названного Кодекса, имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния общества в этой части невозможна. Санкцией статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено более строгое административное наказание.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного административно-технического инспектора Московской области - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 22 августа 2023 года N27/914/51Э, решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 2 октября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 28 декабря 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский региональный оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление старшего государственного административно-технического инспектора Московской области - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 22 августа 2023 года N27/914/51Э, решение судьи Коломенского городского суда Московской области от 2 октября 2023 года, решение судьи Московского областного суда от 28 декабря 2024 года, вынесенные в отношении ООО "Каширский региональный оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что отсутствие состава административного правонарушения в действиях оператора по обращению с отходами является основанием для отмены ранее вынесенных решений о привлечении к ответственности и прекращения производства по делу. Суд установил, что вмененные нарушения не подпадают под действие соответствующей статьи Кодекса об административных правонарушениях.