Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Калининой О.А. (далее Калинина О.А.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 70 Советского судебного района города Тулы от 09 февраля 2024 года (здесь и далее дата изготовления мотивированного постановления, резолютивная часть оглашена 06 февраля 2024 года), решение судьи Советского районного суда города Тулы от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении директора муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 70 Советского судебного района города Тулы от 09 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Тулы от 11 апреля 2024 года, Калинина О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Калинина О.А. ставит вопрос об отмене судебных актов или изменении вида назначенного ей административного наказания.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (все нормы, цитируемые в данном постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
На основании части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 2 статьи 33 Закона Тульской области от 20 декабря 1995 года N 21-ЗТО "О библиотечном деле" работники муниципальных библиотек имеют право на получение в течение года меры социальной поддержки в виде пособия на санаторно-курортное лечение. Размер, условия и порядок осуществления выплаты пособия на санаторно-курортное лечение устанавливаются Правительством Тульской области.
Пунктом 2 постановления Правительства Тульской области от 05 апреля 2016 года N 131 "О выплатах работникам муниципальных библиотек, расположенных на территории Тульской области" установлено, что выплата пособия на санаторно-курортное лечение работникам муниципальных библиотек, расположенных на территории Тульской области (за исключением руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров), осуществляется один раз в календарном году при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере оклада по занимаемой должности с учетом повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности и повышающего коэффициента к окладу по учреждению (структурному подразделению), установленного на день вступления в силу настоящего Постановления, в соответствии с положением об оплате труда.
Согласно пункту 2 Положения о порядке и условиях выплаты пособия на санаторно-курортное лечение при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных библиотек, расположенных на территории Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 05 апреля 2016 года N 131, решение об осуществлении выплаты пособия на санаторно-курортное лечение принимается руководителем библиотеки на основании заявления работника, представляемого одновременно с заявлением о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Как усматривается из материалов дела, в период с 11 сентября 2023 года по 11 октября 2023 года Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Тула проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" за 2022 год и текущий период 2023 года, в ходе которой выявлено нецелевое использование бюджетных средств.
Проверкой установлено, что на основании Соглашений N 13-Ц-2022 от 30 декабря 2021 года и N 11-ЦС-2023 от 30 декабря 2022 года муниципальному учреждению культуры "Тульская библиотечная система" предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования город Тула в целях осуществления государственного полномочия по финансовому обеспечению органов местного самоуправления округов и районов, органов местного самоуправления муниципальных районов и органов местного самоуправления городских и сельских поселений по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных библиотек, муниципальных музеев и их филиалов, а также государственного полномочия по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских и сельских поселений на предоставление мер социальной поддержки работникам муниципальных библиотек, муниципальных музеев и их филиалов. Сумма субсидий в 2022 году составила 1 810 099 рублей 20 копеек, в 2023 году - 1 810 099 рублей 20 копеек.
На основании указанных соглашений муниципальное учреждение культуры "Тульская библиотечная система" обязалось использовать субсидии на цели, указанные в перечне субсидий, в соответствии с условиями предоставления субсидии, установленными порядком предоставления субсидий и соглашениями.
В 2022-2023 годах в соответствии с распорядительными документами директора муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. в нарушение требований статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Тульской области от 05 апреля 2016 года N 131 допущено расходование бюджетных средств в общей сумме 44 864 рубля 17 копеек на выплату пособия на санаторно-курортное лечение, в числе прочих выплат при осуществлении окончательных расчетов с тридцатью работниками данного учреждения при их увольнении без предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и без заявлений работников, что не соответствует целям предоставления субсидий из бюджета муниципального образования город Тула, определенным Соглашениями N 13-Ц-2022 от 30 декабря 2021 года и N 11-ЦС-2023 от 30 декабря 2022 года.
Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения постановлением мирового судьи директора муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности директора муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Доводы Калининой О.А. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенные в настоящей жалобе, сводятся к тому, что денежные средства, полученные из бюджета муниципального образования город Тула на оказание мер социальной поддержки работникам муниципальных библиотек, связанных с выплатой пособия на санаторно-курортное лечение при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически использованы по целевому назначению, но с нарушением установленного порядка применения названных мер.
Вопреки позиции заявителя, целевое назначение указанной субсидии заключается в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты пособия на санаторно-курортное лечение при оформлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных библиотек, муниципальных музеев и их филиалов, осуществляемых в рамках муниципальной программы МО город Тула "Развитие культуры и туризма", и не связано с реализацией прав работника на получение при увольнении денежной компенсации за неиспользованный отпуск в порядке, установленном частью первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных, предусмотренных при увольнении выплат.
В рассматриваемом случае, предоставление меры социальной поддержки в виде пособия на санаторно-курортное лечение в составе выплат, производимых работникам при увольнении, свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Суждения заявителя об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения ввиду того, что нарушение допущено иным должностным лицом - главным бухгалтером данного учреждения, являлись предметом проверки судебных инстанций.
Данные доводы отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях директора муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на необоснованное применение мировым судьей положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, как основанная на неверном толковании положений бюджетного законодательства.
Однократное указание в содержании постановления мирового судьи на отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, К. не свидетельствует о рассмотрении дела в отношении иного лица, а относится к явной технической ошибке, которая подлежит устранению в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по заявлению субъекта ответственности (том 2 л.д. 186).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Калининой О.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено должностному лицу муниципального учреждения культуры "Тульская библиотечная система" Калининой О.А. в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению заявителя со ссылкой на часть 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного кодекса. Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и характер правонарушения, повлекшего причинение вреда бюджетной системе, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 70 Советского судебного района города Тулы от 09 февраля 2024 года, решение судьи Советского районного суда города Тулы от 11 апреля 2024 года, вынесенные в отношении Калининой О.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Калининой О.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал директора муниципального учреждения виновной в нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на социальные выплаты работникам, что привело к наложению административного штрафа. Судебные инстанции подтвердили наличие состава правонарушения, несмотря на доводы о законности действий и ошибках других должностных лиц. Жалоба о пересмотре решения была отклонена.