Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Чумакова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Петросова С.С. к администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения, обязании принять решение.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Петросов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решения администрации городского округа Щелково Московской области (далее также - администрация) от 14 декабря 2022 года N Р001-359981919-66416248, от 14 декабря 2022 года N Р001-35191981919-66414802 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков.
В обоснование заявленных требований Петросов С.С указал, что ему на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 2 ноября 2022 года принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 87, 4 кв.м, инв. N 330:098-2023/210, адрес: "адрес", городское поселение Монино, "адрес", стр. лит. А, кадастровый N. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 ноября 2022 года. В соответствии с договором купли-продажи от 2 ноября 2022 года указанный объект располагается в границах земельного участка с кадастровым номером N. Однако в связи с отсутствием зарегистрированных прав на указанный земельный участок сведения о нем были исключены из ЕГРН. На основании договора купли - продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ему также принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства общей площадью застройки 88, 2 кв.м, инв. N, адрес: "адрес", г. "адрес", стр. лит А, кадастровый N, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26 октября 2022 года. Однако в связи с отсутствием зарегистрированных прав на указанный земельный участок сведения о нем были исключены из ЕГРН. В целях оформления земельных участков под объектами незавершенного строительства в аренду истцом были подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и представлены заявления в администрацию городского округа "адрес" о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Решениями от 14 декабря 2022 года N Р001-359981919-66416248, от 14 декабря 2022 года N Р001-35191981919-66414802 в оказании государственной услуги отказано. Данные решения административный истец считает незаконными, нарушающими его права.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года, административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными решения администрации от 14 декабря 2022 года NР001-359981919-66416248 и от 14 декабря 2022 года N Р001-35191981919-66414802, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Петросова С.С. от 24 ноября 2022 года о предоставлении государственных услуг "Предварительное согласование предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду, без проведения торгов".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство обороны Российской Федерации 15 апреля 2024 года через суд первой инстанции обратилось в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований не установлено.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Петросову С.С. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 2 ноября 2022 года принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 87, 4 кв.м, инв. N, адрес: "адрес", городское поселение Монино, "адрес", стр. лит. А, кадастровый N. В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанный объект располагается в границах земельного участка с кадастровым N
На основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 14 октября 2022 года истцу принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства общей площадью застройки 88, 2 кв.м, инв. N, адрес: "адрес", г. "адрес", стр. лит А, кадастровый N, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N
В связи с отсутствием зарегистрированных прав на указанный земельный участок сведения об указанных объектах были исключены из ЕГРН.
Решениями от 14 декабря 2022 года N Р001-359981919-66416248, от 14 декабря 2022 года N Р001-35191981919-66414802 администрация отказала Петросову С.С. в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих то, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта Российской Федерации испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.
В представленной администрацией информации, подготовленной на основании ИСОГД МО, содержатся сведения о том, что испрашиваемый земельный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда по сведениям ЕГРН, но имеет пересечение с иными лесничествами или лесопарками (сведения подлежат уточнению) и относится к приаэродромной территории аэродромов Чкаловский, Черное.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 января 2010 года по делу N А41-30318/09 судом признано право собственности правопредшественника истца ООО "Приозерье" на объекты недвижимого имущества (незавершенные строительством), расположенные на земельном участке с кадастровым номером N приобретенные ООО "Приозерье" на основании договора купли-продажи высвобождаемого военного имущества посредством публичного предложения N 24-3/3220 от 25 сентября 2006 года, расположенные в "адрес", объект 6/КИ-М.
При этом в решении Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2019 года по делу NА41-392/19 установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, на котором располагались объекты незавершенного строительства, в том числе объекты незавершенного строительства, принадлежащие административному истцу, приобретенные ООО "Приозерье", входил в состав земельного участка общей площадью 65, 8 га, выведенного из земель Министерства обороны Российской Федерации постановлением главы администрации "адрес" N145-П от 13 июля 1992 года и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов N11_23мс от 19 мая 1992 года. Этим же постановлением главы администрации пос. Монино N 145-П от 13 июля 1992 года целевым назначением земельного участка утверждено строительство жилых домов для военнослужащих частей Монинского гарнизона, а головной организацией -застройщиком назначена ВВА им. Гагарина. Строительство осуществлялось в соответствии с решением ПС ОВС СНГ от 17 декабря 1991 года, приказом ГК ВВС N13 от 27 января 1992 года и "Программой освоения земельных участков под малоэтажное строительство в Московской области до 2000 года", утвержденной генерал-полковником ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, протоколом о намерениях по строительству жилья для военнослужащих ВВС от 24 октября 1991 года, по которому Главное инженерное управление ВВС выступило заказчиком по проектированию и строительству 412 индивидуальных жилых домов в п.г.т. "адрес". Границы земельного участка с кадастровым номером N, в пределах которого расположены объекты незавершенного строительства, были определены в решениях местной администрации, что подтверждается планом границ земельного участка с кадастровым номером N, генеральным планом застройки земельного участка, шифр 6/КИ-М, расположенного по адресу: "адрес", согласованным с командованием в/ч 92741. Постановлением Главы "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п утверждены границы земельного участка объект 6КИ в пос. Монино с кадастровым номером N общей площадью 15, 86 га.
Тем же постановлением установлено, что на указанном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства. Согласно кадастровому плану N 14.1/05-4759 от 2 июня 2005 года, в соответствии с которым земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", шифр 6/КИ-М, находится в государственной собственности.
Проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой установлено, что испрашиваемые в аренду без проведения торгов земельные участки в соответствии с представленными схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории не имеют пересечений с иными лесопарками и лесничествами, землями Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области спорные земельные участки находятся в границах рабочего поселка Монино, в функциональной зоне Ж-2 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Разрешая административный спор по существу и удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, исходил из того, что решения администрации об отказе в предоставлении административному истцу государственной услуги являются незаконными, не соответствуют требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не находит оснований к отмене судебных актов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами нижестоящих инстанции применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов об удовлетворении административного иска в части, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО "Монино Клаб" ранее реализовало право на предоставление спорных земельных участков в аренду без проведения торгов, оснований для повторного предоставления земельных участков не имеется, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку к предмету рассмотрения по настоящему делу не относятся, по этим основаниям административному истцу в предоставлении государственных услуг не отказывалось.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судов по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 16 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.