Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Уваровой М.Ф. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области к Уваровой М.Ф. о взыскании санкций.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - УФНС России по Липецкой области) обратилось в суд с иском к Уваровой М.Ф, в котором просило взыскать с нее пени по налогу на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ) в размере 3834 руб. 13 коп, штраф в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 9100 руб, штраф в соответствии со статьей 119 названного Кодекса в размере 13650 руб.
Свои требования УФНС России по Липецкой области обосновывает тем, что Уваровой М.Ф. в 2020 году получен доход от продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Подгорное, ул. Школьная, д. 25/2, находящихся в ее собственности менее минимального срока владения. Сумма налога, подлежащая уплате от продажи недвижимого имущества, составила 91000 руб. Уварова М.Ф. декларацию за 2020 год в срок по 30 апреля 2021 года не подала, уплатила налог 94000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Липецка от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 октября 2023 года, административный иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Уварова М.Ф. обратилась 19 апреля 2024 года через суд первой инстанции с кассационной жалобой, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 мая 2024 года, в которой ставится вопрос об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела были допущены.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации для целей исчисления налога на доходы физических лиц к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: 1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; 2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; 3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; 4) в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте - жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).
В силу пункта 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, не указанных в пункте 3 данной статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 февраля 2016 года за Уваровой М.Ф. зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 127, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
10 февраля 2016 года за Уваровой М.Ф. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 4986 кв.м, расположенный по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с. Подгорное, ул. Школьная, д. 25, кадастровый номер N.
На основании решения Липецкого районного суда Липецкой области от 5 июня 2019 года жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", считается жилым домом блокированной застройки, состоящим из двух жилых блоков, за Уваровой М.Ф. признано право собственности на жилые блоки N 1 и N 2.
19 ноября 2019 года за Уваровой М.Ф. зарегистрировано право собственности на жилой блок N с кадастровым номером N по адресу: "адрес" на жилой блок N с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Также произведен раздел земельного участка с кадастровым номером N, в результате чего образовались три земельных участка с кадастровыми номерами N, дата регистрации права собственности за Уваровой М.Ф. - 16 декабря 2019 года.
На основании договора купли-продажи Уваровой М.Ф. произведено отчуждение жилого блока N с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, государственная регистрация перехода права собственности осуществлена 17 января 2020 года.
Решением УФНС России по Липецкой области от 10 января 2022 года N 68 Уварова М.Ф. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ей доначислен НДФЛ за 2020 год к уплате в размере 91 000 руб, штраф на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13650 руб, штраф на основании пункта 1 статьи 122 названного Кодекса - 9100 руб, а также начислены пени в размере 3834 руб. 13 коп.
Основанием для привлечения Уваровой М.Ф. к налоговой ответственности послужило то, что административный ответчик, являясь собственником жилого блока N 1 и жилого блока N 2, а также земельных участков, произвела отчуждение указанных объектов, при этом срок владения названным имуществом составил менее минимального срока владения имуществом, установленным статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом в нарушение пункта 4 статьи 23, подпункта пункта 2 пункта 1, пункта 3, пункта 4 статьи 228, пункта 1 статьи 229 названного Кодекса не представила налоговую декларацию по НДФЛ за 2020 год и не уплатила налог.
При принятии решения налоговый орган исходил из того, что срок владения жилыми помещениями составил менее минимального срока владения имуществом, установленным статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, если в результате действий с объектами недвижимого имущества образовываются новые объекты недвижимого имущества, а старые объекты прекращают свое существование и прекращаются права на старые объекты, то минимальный предельный срок владения такими новыми объектами исчисляется с даты государственной регистрации на них права собственности, в связи с чем, исчисляя срок владения административным ответчиком недвижимым имуществом, административный истец исходил из даты регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Уварова М.Ф. владела жилыми блоками N 1, N 2 и тремя земельными участками менее минимального срока (5 лет), и у административного ответчика возникла обязанность уплатить НДФЛ, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, в соответствующий бюджет. В связи с тем, что Уварова М.Ф. налог не оплатила, налоговую декларацию не подала, ей были начислены санкции.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции выводы нижестоящих судов в отношении жилого блока N 2 с кадастровым номером 48:13:1200214:730 считает основанными на неправильном применении норм права по следующим основаниям.
Частями 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения - изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
На основании части 1 статьи 16 данного Кодекса к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимые вещи, ограничения этого права, его возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Основания приобретения права собственности перечислены в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений (часть 2). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Таким образом, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости либо государственная регистрация прекращения права лишь подтверждает наличие либо прекращение такого права.
Действующее законодательство не предусматривает в качестве основания возникновения, прекращения права собственности на жилое помещение разделение данного объекта недвижимости на несколько частей с последующей постановкой на кадастровый и технический учет.
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 5 февраля 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, следует, что 5 февраля 2016 года за Уваровой М.Ф. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 24 августа 1993 года и свидетельства о праве на наследство по закону от 4 февраля 2016 года зарегистрировано право собственности на жилой дом, общей площадью 127, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
Рассматривая административное дело, суд апелляционной инстанции не учел приведенное правовое регулирование, с учетом установленных по делу обстоятельствах.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда, принимаемое по административному делу, должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Апелляционное определение приведенным требованиям не отвечает, поскольку принято с нарушением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебный акт апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое апелляционное рассмотрение в суд второй инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 23 октября 2023 года отменить.
Административное дело направить дело на новое рассмотрение в Липецкий областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.