Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижегородской таможни на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Нижегородской таможни к Аракеляну А.Р. о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нижегородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Аракеляну А.Р. о взыскании таможенных платежей в размере 412 407 руб. и пени в сумме 109 680 руб. 24 коп.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что 27 января 2020 года гражданин Российской Федерации Аракелян А.Р. ввез с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации транспортное средство марки "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N без таможенного декларирования в целях выпуска в свободное обращение. В ходе проведённой проверки таможенным органом принято решение, что в отношении данного транспортного средства подлежат уплате таможенные платежи в размере 412 407 рублей, на которые начислены пени, поскольку добровольно административный ответчик не исполнил уведомление таможенного органа. Одновременно Нижегородская таможня заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 25 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 января 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 апреля 2024 года, Нижегородская таможня ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущены.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ) взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Частью 5 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 названного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Кодекс Союза), частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 названного Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.
В силу пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 названного Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Частью 19 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ установлено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27 января 2020 года гражданин Российской Федерации Аракелян А.Р. ввез с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации транспортное средство марки "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N, без таможенного декларирования в целях выпуска в свободное обращение.
Нижегородской таможней в период с 21 октября 2022 года по 26 декабря 2022 года проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
По результатам проведенной проверки установлено, что при таможенном декларировании в Республики Армения транспортного средства марки "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN 5XXGN4A70DG237613, государственный регистрационный знак N были уплачены таможенные платежи в бюджет Республики Армения в размере 310 долларов США по ставкам Республики Армения. Сумма уплаченных таможенных платежей в Республике Армения составила 310 x 64, 2548 = 19 918, 988 руб. (курс доллара к рублю на дату оформления автомобиля 16 октября 2019 года составлял 64, 2548 руб.).
Согласно свидетельству об учете транспортного средства от 2 декабря 2019 года N РВ684586 автомобиль с государственным регистрационным знаком N поставлен на регистрационный учет в Республике Армения 2 декабря 2019 года на имя Аракеляна А.Р.
Таким образом, вышеуказанное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза. Автомобиль марки "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак 52VV888, был выпущен в свободное обращение на территории Республики Армении 2 декабря 2019 года после подписания Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и является иностранным товаром.
Гражданином Российской Федерации Аракеляном А.Р. принадлежащее ему транспортное средство "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N, ввезенное из Республики Армения на территорию Российской Федерации, не задекларировано.
26 декабря 2022 года по факту недоплаты таможенных платежей за ввезенный Аракеляном А.Р. с территории Республики Армения автомобиль марки "Kia Optima 2.4", 2013 года выпуска, VIN N, государственный регистрационный знак N Нижегородской таможней принято решение о том, что в отношении данного транспортного средства подлежат уплате таможенные платежи в размере 412 407 руб.
12 января 2023 года Аракеляну А.Р. направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов и пени в размере 499 817 руб. 26 коп. При направлении данного уведомления установлен срок для осуществления уплаты таможенных платежей и пени не позднее 15 дней со дня вручения (получения) данного уведомления. Уведомление добровольно административным ответчиком не исполнено.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, исходил из того, что уведомление о неуплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность по уплате платежей подлежит исполнению.
Однако с указанными выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Из буквального содержания пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ следует, что меры взыскания таможенных платежей и пеней не применяются, если уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пеней не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
При этом указанной нормой права и действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что меры взыскания должны быть приняты в пределах указанного срока.
Из материалов дела следует, что 27 января 2020 года Аракелян А.Р. ввез на территорию Российской Федерации указанное транспортное средство, а уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени в его адрес направлено 12 января 2023 года, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ.
При таких обстоятельствах с выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
С учетом характера допущенного судами существенного нарушения норм материального права принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 17 января 2024 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.