Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хачатряна Д, Л. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Хачатряна Д.Л. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействующим проекта межевания территории в части исключения красных линий.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Воронова А.О, возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хачатрян Н.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим проект межевания территории, утвержденный постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее также - администрация) от 11 ноября 2020 года N 2253 в части исключения красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Свои требования Хачатрян Н.Л. обосновывает тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: г. Саратов, п. Первомайский, Первый проезд, д.35. К принадлежащему ему земельному участку и другим смежным земельным участкам единственным возможным и исторически сложившимся проходом (проездом) являлся проезд по земельному участку с кадастровым номером N, на котором исторически сложилась грунтовая дорога.
Решением Октябрьского районного суда города Саратов от 2 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года, административные исковые требования Хачатряна Д.Л. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 апреля 2024 года, Хачатрян Д.Л. просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований не имеется.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2).
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (часть 3).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных названным Кодексом; 4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков); 5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с настоящим Кодексом для территориальных зон (часть 5).
На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 данной статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов (часть 6).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.
Аналогичные положения содержатся в пункте 25 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 данной статьи (часть 1). Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 названного Кодекса (часть 13).
В соответствии с положениями статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 названного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (часть 1).
Указанное в части 1 данной статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3).
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с названным Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 5).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 названного Кодекса, с учетом положений данной статьи (часть 6).
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11).
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 данной статьи (часть 13).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 14).
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21).
Согласно статье 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений названного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2).
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (часть 5).
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 6).
Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (часть 7).
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23).
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления администрации от 2 декабря 2019 года N 2591 принято решение о подготовке проекта межевания территории, ограниченной Первым проездом Первомайского микрорайона и земельным участком с кадастровым номером N в Октябрьском районе города Саратова.
Постановлением главы муниципального образования "Город Саратов" от 14 сентября 2020 года N 50 назначены общественные обсуждения по проектам межеваний территорий, в числе которых территория, ограниченная Первым проездом, ул. Четвертой линией и земельным участком с кадастровым номером N в Октябрьском районе города Саратова в период с 17 сентября 2020 года по 26 октября 2020 года.
Организатором публичных слушаний определена комиссия по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Постановление опубликовано в средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещено на официальном сайте муниципального образования "Город Саратов".
Как следует из протокола от 23 октября 2020 года N 14-04/18, состоялись общественные обсуждения по проектам межеваний территорий, в числе которых территория, ограниченная Первым проездом, ул. Четвертой Линией, Вторым проездом Первомайского микрорайона и земельным участком с кадастровым номером N в Октябрьском районе города Саратова.
Согласно заключению о результатах общественных обсуждений от 26 октября 2020 года комиссией по вопросам землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" ввиду отсутствия иных предложений и замечаний рекомендовано утвердить проект межевания территории ограниченной Первым проездом, ул. Четвертой Линией, Вторым проездом Первомайского микрорайона и земельным участком с кадастровым номером N в Октябрьском районе города Саратова.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 11 ноября 2020 года N 2253 утвержден проект межевания территории ограниченной Первым проездом, ул. Четвертой Линией, Вторым проездом Первомайского микрорайона и земельным участком с кадастровым номером N Октябрьском районе города Саратова. Полный текст указанного постановления также размещен на официальном сайте муниципального образования "Город Саратов" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на то органом местного самоуправления в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его принятия, формы и правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и не противоречит действующему федеральному и местному законодательству.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судебных инстанций.
При этом судебная коллегия учитывает, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 64:48:050389:38 состоит на кадастровом учете с видом разрешенного использования - размещение жилого дома, дата присвоения кадастрового номера - 1 февраля 2001 года.
Данный земельный участок был образован на основании постановления мэра города Саратова от 1 февраля 2001 года N 60-2 "О предоставлении ООО "Домостроительный комбинат N 7" в аренду сроком на двадцать пять лет земельных участков для проектирования и строительства жилых и административных зданий".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 25 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Хачатрян Н.Л. на основании договоров купли-продажи от 10 июня 2014 года и от 23 июня 2014 года приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером N площадью 668 кв.м, местонахождение: г. Саратов, п. Первомайский, Первый проезд, дом N 41, г. Саратов, п. Первомайский, Первый проезд, дом N 35.
Из межевого плана от 1 апреля 2015 года, от 8 июня 2015 года и данных кадастрового учета следует, что Хачатрян Н.Л. из земельного участка с кадастровым номером N сформировал три земельных участков с кадастровыми номерами N площадью 233 кв.м, N площадью 209 кв.м, N площадью 226 кв.м. с условием, что доступ к землям общего пользования к земельному участку с кадастровым номером N будет осуществляться посредством других двух земельных участков с кадастровыми номерами N при этом согласие собственников о доступе не требуется, так как все образуемые участки принадлежит одному лицу. Из земельных участков с кадастровыми номерами N N Хачатрян Н.Л. сформировал земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 328 кв.м, N площадью 340 кв.м. с условием, что доступ к землям общего пользования к ЗУ2 обеспечен за счет ЗУ1, при этом согласие собственников о доступе не требуется, так как все образуемые участки принадлежит одному лицу.
При этом из межевого плана от 1 апреля 2015 года следует, что доступ к землям общего пользования относительного сформированных административным истцом земельных участков был обозначен с противоположной от земельного участка с кадастровым номером N стороны. Земли общего пользования со стороны земельного участка с кадастровым номером N не обозначены.
Из сведений о характеристиках объектов недвижимости следует, что 13 мая 2021 года, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта, Хачатрян Н.Л. из земельных участков с кадастровыми номерами N сформировал земельные участки с кадастровыми номерами N площадью 327 кв.м, N площадью 341 кв.м.
На основании заявления Хачатряна Н.Л. от 10 июня 2021 года был подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровыми номерами N с обозначением строительства объектов капитального строительства в пределах указанных земельных участков.
Учитывая изложенное, оценив предоставленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив соответствие оспариваемого постановления требованиям законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных обстоятельств и имеющихся доказательств, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана соответствующая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
При таких данных обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 2 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хачатряна Д.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.