Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда города Брянска от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 28 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту социальной политики и занятости населения Брянской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области (в настоящее время - департамент социальной политики и занятости населения Брянской области) от 5 апреля 2023 года об отказе в установлении статуса "Ветеран труда Брянской области"; возложении на департамент обязанности выдать удостоверение "Ветеран труда Брянской области" установленного образца.
В обоснование требований указано, что ФИО1 имеет трудовой стаж более 40 лет, награжден Почетной грамотой Брянской областной Думы и нагрудным знаком на основании решения Совета Брянской областной Думы от 17 января 2023 года. В связи с чем согласно Указу Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 года и пункту 2 Положения о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда Брянской области" имеет право на получение статуса "Ветеран труда Брянской области", однако приказом департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области от 5 апреля 2023 года по тому основанию, что ФИО1 имеет федеральный льготный статус "Инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы".
Решением Советского районного суда города Брянска от 17 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 28 февраля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 23 апреля 2024 года через суд первой инстанции, ФИО1 просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что о предоставлении мер социальной поддержки по 2 категориям не заявлял, при этом право на получение удостоверения "Ветеран труда Брянской области" не подлежит ограничению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ФИО1 награжден Почетной грамотой Брянской областной Думы и нагрудным знаком на основании решения Совета Брянской областной Думы от 17 января 2023 года N 8-сд.
Административный истец обратился с заявлением на получение статуса "Ветеран труда Брянской области" в отдел социальной защиты населения Красногорского района Брянской области.
Приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 5 апреля 2023 года N ФИО1 отказано в присвоении статуса "Ветеран труда Брянской области" в связи с тем, что он имеет федеральный льготный статус "Инвалид вследствие Чернобыльской катастрофы", в соответствии с которым предоставляются меры социальной поддержки, что противоречит пункту 1 Указа губернатора Брянской области N 100, согласно которому статус "Ветеран труда Брянской области" устанавливается гражданам, не имеющим права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что установление статуса "Ветеран труда Брянской области" направлено на дополнительную социальную поддержку отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области, при этом не имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным и (или) региональным законодательством. Действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность одновременного получения одним лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан, при этом размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, к которым относится административный истец, составляет 1 544 руб. (2 240 руб. 73 коп. с учетом индексации), а размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда Брянской области 296 руб. (451 руб. с учетом индексации).
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона о ветеранах).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла периода Великой Отечественной войны на территории Брянской области регулирует Закон Брянской области от 10 декабря 2004 года N 91-З "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" (далее - Закон Брянской области N 91-З).
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Закона о ветеранах и подпункт 1 пункта 1 Закона Брянской области N 91-З).
В силу статьи 2 Закона Брянской области N 91-З при наличии у ветерана труда или труженика тыла права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Брянской области, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору ветерана труда или труженика тыла.
С целью социальной поддержки лиц, постоянно проживающих на территории Брянской области и не имеющих иной льготный статус, предусмотренный федеральным и (или) региональным законодательством, в Брянской области введен статус "Ветеран труда Брянской области".
Указом Губернатора Брянской области от 4 февраля 2013 года N 100 утверждено Положение о порядке и условиях установления статуса "Ветеран труда Брянской области" и мерах социальной поддержки указанной категории граждан (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения статус "Ветеран труда Брянской области" является формой социальной поддержки граждан, проживающих на территории Брянской области, не имеющих права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральными и (или) региональными нормативными правовыми актами, как поощрение за многолетний плодотворный труд и активную общественную деятельность на благо Брянской области.
Статус "Ветеран труда Брянской области" устанавливается:
а) гражданам после назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеющим страховой стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, из числа рабочих, служащих, членов колхозов (совхозов), имеющим почетное звание Брянской области "Почетный гражданин Брянской области" или почетный знак Брянской области "Материнская слава" или награжденным памятной медалью "65 лет освобождения Брянской области", или памятной медалью "В честь подвига партизан и подпольщиков", или Почетной грамотой Брянской области, или Почетной грамотой Губернатора Брянской области, или Почетной грамотой Брянской областной Думы, или Почетной грамотой администрации Брянской области;
б) гражданам после назначения им страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеющим страховой (трудовой) стаж не менее 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, из числа рабочих, служащих, членов колхозов (совхозов), имеющим награды организаций (предприятий, учреждений), работа в которых подлежала государственному социальному (пенсионному) страхованию, при наличии трудового стажа в данной организации не менее 20 лет.
В качестве наград организаций (предприятий, учреждений), расположенных на территории Брянской области, признаются звания "Ветеран труда", "Почетный ветеран труда", "Почетный работник" организации (предприятия, учреждения), учрежденные до 2007 года в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки в качестве инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы, в связи с чем в силу прямого указания пункта 1 Положения не относится к лицам, которым устанавливается региональный статус "Ветеран труда Брянской области".
Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Брянска от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 28 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.