Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" в части непринятии мер к ограничению доступа к аварийным многоквартирным домам "адрес", "адрес" путем установки ограждений в границах земельных участков, на которых расположены дома, препятствующих свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов; возложении обязанности провести работы по ограничению доступа неопределенного круга лиц к аварийным многоквартирным домам путем установки защитного ограждения с козырьком, соответствующего требованиям ГОСТ Р 58967-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 августа 2020 года N 504-ст (далее - ГОСТ Р 58967-2020), в границах земельных участков, на которых расположены указанные дома.
В обоснование требований указано, что в ходе проеденной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о жилищных правах граждан установлено, что многоквартирные дома "адрес", многоквартирный "адрес" признаны аварийными и подлежащими сносу, расселены и включены в Программу по сносу на 2025 год. Техническое состояние конструкций зданий классифицируется как "аварийное", имеется риск внезапного обрушения отдельных элементов конструкций здания, расположенных в непосредственной близости от тротуара, в связи с чем создают угрозу жизни и здоровью граждан. Прокуратурой района внесены представления главе муниципального образования "Город Саратов", по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения не устранены, охранно-предупредительные мероприятия не проведены, а именно не установлены ограждения с защитным козырьком территории вдоль периметров спорных объектов со стороны тротуара.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 15 декабря 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер к ограничению доступа к расселенным, а также аварийным многоквартирным домам "адрес", "адрес"; на администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность провести работы по ограничению доступа неопределенного круга лиц к указанным расселенным, аварийным многоквартирным домам путем установки защитных ограждений с козырьком, соответствующих требованиям ГОСТ Р 58967-2020, в границах земельных участков, на которых расположены дома.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года решение суда отменено и принято новое решение о частичном удовлетворении административного искового заявления. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер к ограничению доступа к расселенным, а также аварийным многоквартирным домам "адрес", "адрес"; на администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность провести работы по ограничению доступа неопределенного круга лиц к указанным расселенным, аварийным многоквартирным домам путем установки защитных ограждений с козырьком, соответствующих требованиям ГОСТ Р 58967-2020, в границах земельных участков, на которых расположены дома. В удовлетворении требований к администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" отказано.
В кассационной жалобе, поданной 3 мая 2024 года через суд первой инстанции, администрация муниципального образования "Город Саратов" просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. Обращает внимание на то, что в судебных актах не указано, на каком расстоянии от здания до тротуара, должны быть установлены ограждения. Полагает, что полномочия по сносу аварийных домов возложена на администрацию района, в связи с чем со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" незаконного бездействия не допущено.
Прокурором Ленинского района города Саратова представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокуратурой Ленинского района города Саратова проведена проверка, в ходе которой выявлено, что многоквартирный "адрес" на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 17 декабря 2015 года N распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года N признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный "адрес" на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 17 декабря 2015 года N распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 20 января 2016 года N признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный "адрес" на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от 28 августа 2015 года N распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24 сентября 2015 года N признан аварийным и подлежащим сносу.
В рамках реализации подпрограммы N 4 "Снос аварийного жилищного фонда" муниципальной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2018-2028 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13 октября 2017 года N 2938, осуществляется снос многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, полностью расселенных, в которых прекращены права граждан на жилые помещения.
Спорные многоквартирные дома расселены, включены в муниципальную подпрограмму по сносу аварийного жилищного фонда на 2025 год; цель подпрограммы определена как предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с наличием расселенных аварийных многоквартирных домов; основной объем финансового обеспечения подпрограммы осуществляется из бюджета города.
При этом многоквартирные дома, являясь аварийными и представляющими опасность для окружающих, не ограждены в установленном законом порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя административно исковое заявление в части требований к администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", суд первой инстанции исходил из того, что поскольку администрация районы осуществляет работы, связанные с расселением и сносом аварийных домов на территории Ленинского района города Саратова, то в силу пункта 3.1.4 Положения об администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 1 марта 2022 года N 12-143 "О положениях о территориальных структурных подразделениях администрации муниципального образования "Город Саратов", именно районная администрация должна осуществлять работы по ограждению многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Отменяя решение суда и удовлетворяя административно исковое заявление в части требований к администрации муниципального образования "Город Саратов", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что владение, пользованиеи распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального городского округа относится к вопросам местного значения, в связи с чем именно администрация муниципального образования "Город Саратов" как орган местного самоуправления и собственник вышеуказанных объектов наделена полномочиями на принятие мер, направленных на воспрепятствование несанкционированному доступу людей к расселенным, аварийным многоквартирным домам в городе Саратове, путем установки защитного ограждения с козырьком, соответствующего требованиям ГОСТ Р 58967-2020, в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами областного суда.
В соответствии с пунктами 3, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Аналогичные вопросы местного значения муниципального образования "Город Саратов" закреплены в пунктах 3, 8 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов".
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Подпунктом "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
ГОСТ Р 58967-2020 распространяется на инвентарные ограждения, предназначенные для выделения территорий строительных площадок, участков производства строительно-монтажных работ, земляных работ, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, демонтажа и сноса зданий и сооружений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 5.1.2.5 ГОСТ Р 58967-2020 Защитно-охранные и защитные ограждения обязательно должны иметь козырьки для защиты людей от падающих предметов с высоты:
- при вероятности падения предметов с высоты;
- расстоянии от места проведения работ до ограждения менее 2, 0 м или высоте рабочего горизонта более 4, 0 м или более половины расстояния от рабочего места до ограждения.
Козырьки ограждений должны быть изготовлены в виде отдельных панелей прямоугольной формы. Длина панелей козырьков должна быть кратна длине панелей ограждений.
Конструкция козырька ограждений должна соответствовать следующим требованиям:
- козырек устанавливают по верху ограждений с подъемом к горизонту под углом 20° в сторону тротуара или проезжей части;
- должен быть обеспечен проход высотой в свету не менее 2, 2 м;
- должно быть обеспечено перекрытие тротуара и выход за его край (со стороны движения транспорта) на 50 - 100 мм;
- должен быть обеспечен сток воды с его поверхности в процессе эксплуатации.
Временные тротуары ограждений, расположенные на участках примыкания строительной площадки к проезжей части, должны быть оборудованы защитными перилами, устанавливаемыми со стороны движения транспорта (пункт 5.1.2.7 ГОСТ Р 58967-2020).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что ограничение доступа неопределенного круга лиц к расселенным, аварийным многоквартирным домам в городе Саратове, в том числе путем установки защитного ограждения с козырьком в границах земельных участков, на которых расположены указанные дома, относится к компетенции администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенной полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, областным судом не допущено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии сведений о расстоянии, на котором должно быть установлено защитное ограждение с козырьком относительно аварийного здания, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях процессуального характера. Кроме того, апелляционным определением предусмотрена необходимость оборудования защитного сооружения с козырьком в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58967-2020.
Вопреки доводам кассационной жалобы наделение администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", являющейся территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", полномочиями по осуществлению деятельности по сносу расселенных многоквартирных домов не освобождает орган местного самоуправления от обязанности принять меры, предупреждающие причинение вреда жизни и здоровью граждан при прекращении эксплуатации здания, признанного аварийным, находящегося в муниципальной собственности.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.