Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Шамшутдиновой Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Климова Алексея Ивановича на решение Центрального районного суда города Воронежа от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Климова Алексея Ивановича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения административного истца представителя Климова А.И. - адвоката Гаршиной Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 36" Внуковой О.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Климов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконным указания Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее УФСИН России по Воронежской области) от 27 февраля 2023 года N о разрешении следственным изоляторам ежемесячно направлять в следственные изоляторы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (далее УФСИН России по Самарской области) для дальнейшего содержания под стражей до 60 осужденных, ожидающих рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции; признании незаконным решения федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее - ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Воронежской области) от 16 марта 2023 года N о направлении осужденного Климова А.И. из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области с назначением в УФСИН России по Самарской области; признании незаконными действий ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области о включении Климова А.И. в попутный список подозреваемых, обвиняемых и осужденных, направляемых из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области с назначением Воронеж-Самара на 15 марта 2023 года; признании незаконными действий УФСИН России по Воронежской области по согласованию направления Климова А.И. из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области с назначением в УФСИН России по Самарской области; восстановлении нарушенных прав путем этапирования (возвращения) Климова А.И. в распоряжение УФСИН России по Воронежской области в установленный судом срок.
В обосновании заявленных требований указано, что Климов А.И. осужден приговором Советского районного суда города Воронежа от 24 декабря 2021 года по части 1 статьи N, пункту "б" части 2 статьи N, пункту "б" части 4 статьи N Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 13 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима; взят под стражу в зале суда и до вступления в законную силу приговора Советского районного суда города Воронежа направлен в распоряжение ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области. 2 марта 2023 года адвокатом Гаршиной И.В. получено уведомление о предстоящем этапировании Климова А.И. в другой регион со ссылкой на распоряжение ФСИН России от 15 октября 2018 года N. По решению УФСИН России по Воронежской области от 27 февраля 2023 года N Климов А.И. убыл в распоряжение УФСИН России по Самарской области и в настоящее время содержится в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области" (далее - ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Самарской области), что нарушает право административного истца на свидание с адвокатом, родственниками.
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 25 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 октября 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 2 мая 2024 года в суд первой инстанции, Климов А.И. просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя приводимые в нижестоящих судах доводы, указывает на допущенное судами неправильное применение норм материального и процессуального права, неверное установление фактических обстоятельств по делу, ненадлежащее исследование и оценку доказательств.
УФСИН России по Воронежской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что по настоящему административному делу предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра в кассационном порядке судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, во исполнение указаний ФСИН России N от 15 октября 2018 года, N от 19 октября 2022 года УФСИН России по Воронежской области направило в адрес следственных изоляторов, в том числе ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области, указание от 27 февраля 2023 года N о разрешении ежемесячно направлять в следственные изоляторы УФСИН России по Самарской области для дальнейшего содержания под стражей до 60 осужденных, ожидающих рассмотрения апелляционной жалобы на решения суда первой инстанции, а также лиц, уголовные дела которых рассмотрены судами первой и второй инстанции, ожидающих поступления распоряжения о вступлении приговора суда в законную силу.
Согласно выписке из попутного списка на подозреваемых, обвиняемых, осужденных, направляемых из Воронежской области назначением Воронеж-Самара на 15 марта 2023 года N, в связи с превышением лимита наполнения спецконтингента в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области Климов А.И. направлен из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области с назначением в ГУФСИН России по Самарской области.
Выпиской из указания УФСИН России по Воронежской области от 16 марта 2023 года N подтверждено, что в связи с превышением лимита наполнения спецконтингента в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области 15 марта 2023 года Климов А.И. направлен из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Воронежской области с назначением в ГУФСИН России по Самарской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Положение о Федеральной службе исполнения наказаний России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, административным ответчиком не нарушено; по состоянию на 15 марта 2023 года Климов А.И. не относился к числу лиц, имеющих заболевания, перемещение которых невозможно по медицинским показаниям.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами судов.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона N 103-ФЗ основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий" разъяснено, что при вынесении обвинительного приговора суду первой инстанции в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации надлежит указать меру пресечения до вступления приговора в законную силу. Это решение должно быть мотивировано в приговоре.
Исходя из положений части 4 статьи 389.11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога или запрета определенных действий действуют до вступления в законную силу приговора независимо от того, обжалован ли он в апелляционном порядке.
Статьей 7 Федерального закона N 103-ФЗ к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых отнесены, в том числе следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей (подпункт 3); управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения).
В силу подпункта 2 пункта 7 Положения ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Особенности реализации указанной функции закреплены в Порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено его распространение, в том числе на следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Согласно пункту 4 Порядка при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды установили, что оспариваемое указание УФСИН России по Воронежской области о направлении осужденных в следственные изоляторы УФСИН России по Самарской области принято территориальным органом ФСИН России в пределах предоставленных полномочий в целях реализации установленного Порядка ввиду переполненности следственных изоляторов УФСИН России по Воронежской области в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, оно является законным и прав административного истца не нарушает.
Переоценка доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
До вступления приговора суда в отношении Климова А.И. мера пресечения в виде заключения под стражу не изменена. Таким образом, в связи с переполненностью следственного изолятора во исполнение законного указания УФСИН России по Воронежской области административный истец переведен в следственный изолятор УФСИН России по Самарской области, в котором имеются условия для его содержания.
Из смысла пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для признания незаконным ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности условий по настоящему делу не установлено, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Вопреки доводам кассационной жалобы в силу части 2 статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Климов А.И. с момента вынесения обвинительного приговора приобрел статус осужденного лица, и на него распространяются правоотношения, регулируемые Порядком направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 года N 17 (пункты 2, 4).
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иная оценка автором кассационной жалобы установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 25 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 31 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Климова Алексея Ивановича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.