Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бунина О.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Московской области к Бунину О.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Бунина О.Ю. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 430 руб, пени по нему в размере 2 руб. 79 коп.; недоимку по земельному налогу за 2020 год в размере 696 руб, пени по нему в размере 4 руб. 51 коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 8 426 руб, пени по ним в размере 33 руб. 42 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 32 448 руб, пени по ним в размере 128 руб. 71 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 104 руб. 22 коп, за 2018 год в размере 44 руб. 23 коп, за 2019 год в размере 00 руб. 83 коп.; пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 874 руб. 85 коп, за 2015 год в размере 3 018 руб. 88 коп, за 2016 год в размере 10 923 руб. 86 коп, за 2017 год в размере 11 691 руб. 80 коп, за 2018 год в размере 1 791 руб. 22 коп.; пени по земельному налогу за 2017 год в размере 91 руб. 52 коп, 279 руб. 56 коп, за 2018 год в размере 183 руб. 12 коп, 188 руб. 19 коп, за 2019 год в размере 13 руб. 68 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 843 руб. 63 коп, за 2018 год в размере 1 157 руб. 30 коп, за 2019 год в размере 776 руб. 87 коп, за 2020 год в размере 489 руб. 28 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 221 руб. 88 коп, за 2018 год в размере 5 353 руб. 85 коп, за 2019 год в размере 3 312 руб. 60 коп, за 2020 год в размере 1 884 руб. 13 коп. со ссылкой на неуплату налогоплательщиком указанных сумм в добровольном порядке.
Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 мая 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
Кассационным определением Первого кассационного суда от 21 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 мая 2023 года отменено в части оставления без изменения решения Железнодорожного городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года в части взыскания с Бунина О.Ю. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 843 руб. 63 коп, за 2018 год в размере 1 157 руб. 30 коп, за 2019 год в размере 776 руб. 87 коп, за 2020 год в размере 489 руб. 28 коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 221 руб. 88 коп, за 2018 год в размере 5 353 руб. 85 коп, за 2019 год в размере 3 312 руб. 60 коп, за 2020 год в размере 1 884 руб. 13 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 104 руб. 22 коп, за 2018 год в размере 44 руб. 23 коп, за 2019 год в размере 00 руб. 83 коп.; пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 874 руб. 85 коп, за 2015 год в размере 3 018 руб. 88 коп, за 2016 год в размере 10 923 руб. 86 коп, за 2017 год в размере 11 691 руб. 80 коп, за 2018 год в размере 1 791 руб. 22 коп.; пени по земельному налогу за 2017 год в размере 91 руб. 52 коп, 279 руб. 56 коп, за 2018 год в размере 183 руб. 12 коп, 188 руб. 19 коп, за 2019 год в размере 13 руб. 68 коп.
В указанной части административное дело направлено на новое рассмотрение в апелляционный суд.
В остальной части решение Железнодорожного городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 мая 2023 года оставлены без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 марта 2024 года принят отказ налогового органа от административного иска в части взыскания с Бунина О.Ю. пени по транспортному налогу в размере 2874 руб. 85 коп, начисленных на недоимку за 2014 год за период с 22 июня 2018 года по 28 апреля 2021 года и пени в размере 3018 руб. 88 коп, начисленных на недоимку за 2015 год за период с 22 июня 2018 года по 28 апреля 2021 года, производство по делу в этой части прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 марта 2024 года решение Железнодорожного городского суда Московской области от 22 декабря 2022 года отменено в части взыскания пени по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год в размере 848 руб. 63 коп. за период с 24 января 2019 года по 29 августа 2021 года, в части взыскания пени по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год в размере 4221 руб. 88 коп. за период с 24 января 2019 года по 29 августа 2021 года, в части взыскания пени, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2017 год по ОКТМО 46728000 в размере 279 руб. 56 коп. за период с 7 февраля 2019 года по 30 ноября 2021 года с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований о взыскании пени по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию и обязательному пенсионному страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год; взыскании пени по земельному налогу за 2017 год по ОКТМО 46728000 за период с 25 декабря 2019 года по 30 ноября 2021 года в размере 158 руб. 96 коп. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 мая 2024 года, Бунин О.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения ввиду его незаконности и необоснованности. Указывает о том, что обязательные платежи и санкции им были ранее оплачены и взысканы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
В силу положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе адвокаты.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в частности, адвокаты уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Согласно пункту 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено указанной статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 указанного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25, 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Бунин О.Ю. состоит в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов, также является собственником недвижимого имущества и транспортных средств, зарегистрированных за ним.
Бунину О.Ю. через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" были доставлены налоговые уведомления от 12 марта 2018 года N 84725057, от 19 августа 2018 года N 53365706, от 23 августа 2019 года N 79896203, от 1 сентября 2021 года N 76118223, требования N 45394 по состоянию на 1 декабря 2021 года, N 66478 по состоянию на 27 декабря 2021 года, N 3090 по состоянию на 25 января 2022 года об уплате заявленных к взысканию налогов, страховых взносов и пеней.
Решениями Железнодорожного городского суда Московской области по делам NN2а-754/2020, 2а-1873/2022, 2а-1319/2022, 2а-2375/2021, 2а-833/2021, 2а-582/2020 с Бунина О.Ю. взысканы недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию, страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 2017-2020 гг, на которые начислены пени, а именно:
По страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию:
- за 2018 год решением от 3 марта 2020 года по делу N 2а-582/2020, вступившим в законную силу 28 сентября 2020 года, взыскана недоимка за 2018 года в размере 5840 руб. и пени в размере 106 руб. 15 коп. (с учетом пояснений налогового органа) за период с 27 октября 2018 года по 24 января 2019 года.
- за 2019 год решением от 9 марта 2021 года по делу N 2а-833/2021, вступившим в законную силу 20 апреля 2021 года, взыскана недоимка за 2019 год в размере 6884 руб, пени за период с 1 января 2020 года по 20 февраля 2020 года в размере 72 руб. 51 коп.
- за 2020 год решением от 17 мая 2022 года по делу 2а-1873/2022, вступившим в законную силу 30 ноября 2022 года, взыскана недоимка в размере 8426 руб. и пени за период с 1 января 2021 года по 26 января 2021 года - 31 руб. 4 коп.
По страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию:
- за 2018 год решением от 3 марта 2020 года по делу N 2а-582/2020, вступившим в законную силу 28 сентября 2020 года, взыскана недоимка за 2018 год в размере в размере 26545 руб. и пени в размере 541 руб. 13 коп. за период с 27 октября 2018 года по 24 января 2019 года.
- за 2019 год решением от 9 марта 2021 года по делу N 2а-833/2021, вступившим в законную силу 20 апреля 2021 года, взыскана недоимка за 2019 год в размере 29354 руб, пени за период с 1 января 2020 года по 20 февраля 2020 года в размере 309 руб. 20 коп.
- за 2020 год решением от 17 мая 2022 года по делу N 2а-1873/2022, вступившим в законную силу 30 ноября 2022 года, взыскана недоимка в размере 32448 руб. и пени за период с 1 января 2021 года по 26 января 2021 - 119 руб. 52 коп.
По налогу на имущество физических лиц:
- за 2017 год решением от 11 июня 2021 года по делу N 2а-1319/2021, вступившим в законную силу 12 июля 2021 года, взыскана недоимка в размере 372 руб. и пени за период с 4 декабря 2018 года по 6 февраля 2019 года - 8 руб. 73 коп.
- за 2018 год решением от 11 июня 2021 года по делу N 2а-1319/2021, вступившим в законную силу 12 июля 2021 года, взыскана недоимка в размере 523 руб. и пени за период с 3 декабря 2019 года по 25 декабря 2019 года -1 руб. 74 коп.
По транспортному налогу:
- за 2016 год решением от 30 июня 2020 года по делу N 2а-754/2020, вступившим в законную силу 28 октября 2020 года, взыскана недоимка в размере 50681 руб. и пени в размере 600 руб. 15 коп. за период с 4 мая 2018 года по 21 июня 2018 года.
- за 2017 год решением от 30 июня 2020 года по делу N 2а-754/2020, вступившим в законную силу 28 октября 2020 года, взыскана недоимка в размере 60019 руб. и пени в размере 210 руб. 56 коп. за период с 4 декабря 2018 года по 17 декабря 2018 года.
- за 2018 год решением от 7 сентября 2021 года по делу N 2а-2375/2021, вступившим в законную силу 23 ноября 2021 года, взыскана недоимка в размере 14300 руб. и пени в размере 61 руб. 13 коп. за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года.
По земельному налогу:
- за 2017 год решением от 17 мая 2022 года по делу N 2а-1873/2022, вступившим в законную силу 30 ноября 2022 года, взыскана недоимка в размере 733 руб. и пени в размере 6 руб. 88 коп. за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года.
- за 2018 год решением от 17 мая 2022 года по делу N 2а-1873/2022, вступившим в законную силу 30 ноября 2022 года, взыскана недоимка в размере 1467 руб. и пени в размере 6 руб. 88 коп. за период с 3 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года.
- за 2019 год решением от 17 мая 2022 года по делу N 2а-1873/2022, вступившим в законную силу 30 ноября 2022 года, взыскана недоимка в размере 1467 руб. и пени в размере 6 руб. 88 коп. за период с 2 декабря 2020 года по 21 декабря 2020 года.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом направлялись административному ответчику уведомления и требования об уплате обязательных платежей и пеней, однако он не исполнил возложенную на него законом обязанность.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания пени по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год в размере 848 руб. 63 коп. за период с 24 января 2019 года по 29 августа 2021 года, в части взыскания пени по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год в размере 4221 руб. 88 коп. за период с 24 января 2019 года по 29 августа 2021 года, в части взыскания пени, начисленных на недоимку по земельному налогу за 2017 год по ОКТМО 46728000 в размере 279 руб. 56 коп. за период с 7 февраля 2019 года по 30 ноября 2021 года с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований о взыскании пени по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию и обязательному пенсионному страхованию, начисленных на недоимку за 2017 год; взыскании пени по земельному налогу за 2017 год по ОКТМО 46728000 за период с 25 декабря 2019 года по 30 ноября 2021 года в размере 158 руб. 96 коп.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с выводами апелляционной инстанции, не находит оснований к отмене либо изменению апелляционного определения.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии задолженности по обязательным платежам и санкциям своего подтверждения не нашли.
Кассационная жалоба не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения возникшего административного спора, указывали бы на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы содержащиеся в нем выводы.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии ее автора с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены либо изменения судебного акта в кассационном порядке являться не может.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену либо изменение судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 4 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бунина О.Ю, - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.