Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.
судей Александровой К.А. и Поляниной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сидоровой Елены Юрьевны на решение Мценского районного суда Орловской области от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Сидоровой Е.Ю. и Сидорова В.В. к администрации г. Мценска Орловской области о признании нормативного правового акта недействующим.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сидорова Е.Ю. и Сидорова В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Мценска Орловской области, в котором просили признать недействующим постановление администрации города Мценска от 21 марта 2023 года N 303 "Об утверждении Проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мценска" в части установки запрещающего дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" на участке дороги в микрорайоне "Спасский", 6 проезд, от "адрес" до "адрес", действующего на территорию места их жительства.
Свои требования административные истцы обосновывают тем, что они являются собственниками земельных участков по адресу: "адрес", микрорайон "Спасский", "адрес" для индивидуального жилищного строительства, которые являются их совместной собственностью супругов. На данных участках ведется строительство жилых домов.
В собственности административных истцов имеется транспортное средство марки "УРАЛ КС 3574", массой более 3, 5 т, которое используется для строительства жилого дома. Хранится транспортное средство на принадлежащем им земельном участке. Иного безвозмездного места его хранения в непосредственной близости от их земельных участков не имеется.
Постановлением администрации города Мценска Орловской области от 21 марта 2023 года N303 утвержден "Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мценска", которым предусмотрена установка дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" (Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3, 5 т. (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин) на автомобильной дороге проезд 6 микрорайон "Спасский" в г. Мценске. При этом во время покупки земельных участков ограничений и запретов на проезд к земельным участкам административных истцов установлено не было, запрещающие дорожные знаки отсутствовали. Считают, что установка запрещающего знака на дороге, не имеющей сквозного проезда, где интенсивность движения транспортных средств низкая, подъезд к жилому дому с какой-либо другой стороны невозможен, что нарушает права административных истцов как собственников, делает невозможным использование земельного участка по назначению.
Решением Мценского районного суда Орловской области от 9 ноября 2023 года, оставленным без изменения судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 февраля 2024 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 мая 2024 года, Сидорова Е.Ю. просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В письменных возражениях администрация г. Мценска Орловкой области указывает о законности судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований не имеется.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения в Российской Федерации" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ) одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ технические средства организации дорожного движения - сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относится организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ предусмотрено, что обеспечение эффективности организации дорожного движения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными в области организации дорожного движения.
Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N443-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области организации дорожного движения, обязаны принимать меры по обеспечению эффективности организации дорожного движения посредством реализации мероприятий, указанных в части 1 данной статьи, обоснование необходимости которых содержится в документации по организации дорожного движения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями названного Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть 1). Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации (часть 2). Документация по организации дорожного движения должна разрабатываться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду транспортных средств (часть 3). В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (часть 4).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения (далее - Правила), которые устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения (далее - Правила, КСОДД, ПОДД соответственно), а также порядку их подготовки, согласования и утверждения.
Согласно пункту 3 Правил при разработке КСОДД и ПОДД необходимо учитывать приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов.
В таблице 5.1 свода правил "СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования", утвержденных приказом Минстроя России от 1 августа 2018 года N 474/пр (далее - СП 396.1325800.2018), указано, что на улицах и дорогах местного значения, в частности, на улицах в зонах жилой застройки не допускается движение грузового транспорта. Разрешено движение для транспортных средств, обслуживающих прилегающую территорию. СП 396.1325800.2018 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный приказом Росстандарта от 2 апреля 2020 года N 687.
Согласно части 1 статьи 32 Устава города Мценска администрация города Мценска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным Уставом города Мценска полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области.
В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 13 Устава к вопросам местного значения города Мценска относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 33 Устава определено, что в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает, в том числе полномочиями в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации города Мценска Орловской области от 21 марта 2023 года N 303 утвержден Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мценска, в котором предусмотрена установка запрещающих дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" на автомобильной дороге проезд 6 микрорайон "Спасский" (участок N1) и на автомобильной дороге проезд 6 микрорайон "Спасский" (участок N 2). Постановлением администрации города Мценска от 24 октября 2023 года N 1177 в связи с корректировкой схемы в целях исключения технической ошибки внесены изменения в постановление от 21 марта 2023 года N 303, изложив приложение к пояснительной записке N 1. Схема движения грузового транспорта в новой редакции согласно приложению.
Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мценска разработан ООО "ДорМостПроект" на основании муниципального контракта от 7 декабря 2022 года N 49, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска.
Данный Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах города Мценска согласован с ОГИБДД МО МВД России "Мценский" 21 марта 2023 года.
Постановление от 21 марта 2023 года N 303 опубликовано в газете "Мценский край" от 6 сентября 2023 года, N 36, размещено на официальном интернет - сайте администрации города Мценска www.adm-mtsensk.ru.
Положениями Проекта том 9 в разделах 8.6 и 8.7, согласно графических схем обустройства, на участке автомобильной дороги проезд 6 микрорайон "Спасский" (участок N 1) предусмотрена установка дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" с местоположением слева и справа, на участке автомобильной дороги проезд 6 микрорайон "Спасский" (участок N 2) - дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" с местоположением справа.
Сидорова Г.Ю. является собственником жилого дома (доля в праве 1/2) и земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес", микрорайон "Спасский", "адрес". По указанному адресу проживает ее супруг Сидоров В.В, которому принадлежит транспортное средство марки "УРАЛ КС 3574" (спецавгокран), государственный регистрационный знак А655КМ57.
Сидорова Е.Ю. является также собственником земельного участка, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес", микрорайон "Спасский", "адрес".
Разрешая административный спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд ФИО3 инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда, исходил из того, что постановление относится к нормативному правовому акту и его положения не противоречат нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При установленных по делу обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций учли обращение граждан, проживающих в микрорайоне "Спасский", о запрете движения грузового транспорта вдоль жилых домов от "адрес" до "адрес", в котором указано, что на основании решения суда осенью 2022 года администрацией "адрес" автомобильная дорога была отремонтирована. После осуществления ремонта по данному проезду осуществляется частое движение грузовых транспортных средств с разрешенной массой свыше 3, 5 т. Указанные транспортные средства создают чрезмерную нагрузку на дорожное полотно, что приводит к потере несущей способности дорожной одежды. Изложенное нарушает безопасность движения, нарушает права заявителей на безопасные и благоприятные условия проживания и передвижения. В случае непринятия администрацией "адрес" мер вновь потребуется осуществить ремонт и восстановление дорожного покрытия.
При рассмотрении данного обращения на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа Мценск (пункт 10.3 протокола от 2 марта 2023 года N 2) принято решение при разработке организации дорожного движения на автомобильной дороге проезд 6 микрорайона "Спасский" предусмотреть установку знаков, ограничивающих проезд грузового транспорта.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в подпункте "а" пункта 28 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Ссылки в кассационной жалобе на заключение специалиста от 8 апреля 2024 года не могут быть приняты во внимание, так как новые доказательства не могут являться предметом исследования и оценки в суде кассационной инстанции в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы положения статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в данном случае применению не подлежат.
С учетом совокупности предоставленных сторонами доказательств, достаточных для рассмотрения дела по существу, правовых оснований для назначения по делу судебной экспертизы не имелось.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, не содержит, сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки районного и областного судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств по делу и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от 9 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 8 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сидоровой Е.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.