Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Козлова А.М, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саратовской таможни на решение Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Саратовской таможни к В.Д.А. о взыскании таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, представителя Саратовской таможни Ш.К.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, В.Д.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Саратовская таможня обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила взыскать с В.Д.А. таможенные платежи в размере 998 303 руб. 73 коп, пени с 28 сентября 2019 года по 15 августа 2023 года в сумме 432 345 руб. 83 коп. и пени с 16 августа 2023 года по день вынесения судом решения.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 сентября 2019 года В.Д.А. ввез транспортное средство Тойота без его таможенного декларирования в целях выпуска в свободное обращение, последнее поставлено на регистрационный учет в Республике Армения и было выпущено в свободное обращение с уплатой ставок, установленных в Республике Армения, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территорию других государств - членов Евразийского экономического союза, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара. При его ввозе на территорию Российской Федерации В.Д.А. не обладал статусом лица, постоянно проживающего на территории Республики Армения, в связи с чем обязан был произвести таможенное декларирование и уплатить таможенные платежи. По результатам проведенной таможенным органом проверки В.Д.А. направлено уведомление о необходимости уплаты таможенных платежей. Уведомление не исполнено. Вынесенный по заявлению таможенного органа судебный приказ о взыскании с В.Д.А. таможенных платежей и пени отменен в связи с возражениями относительно его исполнения.
Решением Октябрьского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 31 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 февраля 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 21 мая 2024 года, Саратовская таможня просит отменить состоявшиеся судебные постановления, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административного иска. Считает ошибочным вывод судебных инстанций о пропуске срока на обращение в суд.
Относительно кассационной жалобы В.Д.А. представлены письменные возражения.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Судами установлено, что транспортное средство Тойота задекларировано при ввозе в Республику Армения, таможенные платежи уплачены по ставкам, установленным в Республике Армения, в связи с чем, указанное транспортное средство не обладало статусом товара Евразийского экономического союза.
26 сентября 2019 года транспортное средство поставлено на регистрационный учет компетентным органом Республики Армения за собственником В.Д.А. с выдачей, в том числе, государственного регистрационного знака N.
27 сентября 2019 года В.Д.А, постоянно проживающий в Российской Федерации, ввез указанное транспортное средство через пункт пропуска Верхний Ларс без таможенного декларирования и уплаты разницы сумм уплаченных таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
На территории Российской Федерации ввезенное транспортное средство использовалось В.Д.А.; 9 февраля 2021 года с его участием произошло дорожно-транспортное происшествие в г. Саранске.
По результатам проведенной Саратовской таможней камеральной таможенной проверки (акт от 27 сентября 2022 года N) произведен расчет суммы таможенных платежей, подлежащих уплате В.Д.А. на дату ввоза транспортного средства (27 сентября 2019 года), которая с учетом разницы таможенных платежей, уплаченных при декларировании в Республике Армения, составила 998 303 руб. 49 коп, за период просрочки уплаты начислены пени в сумме 224 548 руб. 96 коп.
14 ноября 2022 года таможенный орган направил в адрес В.Д.А. уведомление об уплате указанных сумм таможенных платежей и пени, которое получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ и в установленный срок не исполнено.
Отказывая в удовлетворении административного иска районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, признал, что В.Д.А. осуществил незаконный ввоз транспортного средства и не исполнил обязанность по уплате таможенных платежей, однако счел пропущенным без уважительных причин срок на подачу административного иска ввиду истечения трехлетнего срока направления уведомления, предусмотренного пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом указанный срок исчислялся судом с 27 сентября 2019 года как дня пересечения таможенной границы, поскольку в силу пункта 4 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Судебная коллегия находит приведенные выводы сделанными без установления всех обстоятельств административного дела.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.
По общему правилу части 6 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Согласно пункту 1 части 8 данной статьи меры взыскания таможенных платежей не применяются, если названное уведомление не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.
Таким образом, конкретный день начала течения данного срока из числа предусмотренных приведенной нормой определяется обстоятельствами ввоза (пересечения таможенной границы Союза) и выпуска товаров.
Данные об обстоятельствах пересечения товаром границы Союза при рассмотрении административного дела не были установлены в необходимом объеме.
В соответствии с пунктом 33 приложения N 3 к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 названного приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Союза проводится таможенный контроль.
Данные о результатах таможенного контроля, который таможенные органы обязаны проводить при ввозе автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 названного приложения, в материалах административного дела отсутствуют, судами не истребовались и не исследовались.
В отсутствие данных таможенного контроля, который таможенные органы обязаны проводить при ввозе автомобилей, суд счел установленным факт незаконного перемещения товара через таможенную границу Союза. При этом суд не проверил объяснения В.Д.А. о том, что транспортное средство (товар) было условно выпущено (л.д. 41), не предложил представить доказательства, подтверждающие выпуск товара.
Кроме того, в обоснование вывода о пропуске срока направления налогового уведомления суд указал на пересечение автомобилем таможенной границы Союза именно 27 сентября 2019 года через пункт пропуска Верхний Ларс без таможенного декларирования, однако не привел ссылки на конкретные доказательства, фиксирующие данный факт и непосредственно исследованные судом, что не позволяет считать это обстоятельство установленным в соответствии с предписаниями статей 13, 14 (часть 2), 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких данных судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором следует установить все обстоятельства ввоза автомобиля (пересечения таможенной границы Союза).
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 20 февраля 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Мордовия.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.