Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Карповой О.Н, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10929/2023 по иску Шалгина Сергея Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначить пенсию, по кассационной жалобе Шалгина Сергея Петровича на решение Курганского городского суда Курганской области от 28 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 22 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения истца Шалгина С.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шалгин С.П. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее - ОСФР по Курганской области), в котором просил признать незаконным и отменить решение ответчика N 94526/23 от 16 августа 2023 г, обязать ответчика включить в его страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 1 апреля 2005 г. по 8 августа 2007 г. начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС по Курганской области", с 9 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "9 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 июня 2023 г. (л.д. 5).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в июне 2023 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Решением ОСФР по Курганской области N 94526/23 от 16 августа 2023 г. ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ. Данным решением в его страховой стаж не были включены вышеуказанные периоды работы. Полагал, что данное решение нарушает его конституционное право на социальное обеспечение по старости, периоды работы подтверждены записями в трудовой книжке, архивными справками, справкой, уточняющей характер работы.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 28 ноября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 22 февраля 2024 г, исковые требования Шалгина С.П. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОСФР по Курганской области от 16 августа 2023 г. N 94526/23 в части отказа Шалгину С.П. в зачете в стаж, дающий право на досрочной назначение пенсии, периода работы с 9 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г.
На ОСФР по Курганской области возложена обязанность включить Шалгину С.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "9 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" с 9 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г.
С ОСФР по Курганской области взысканы в пользу Шалгина С.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска Шалгину С.П. отказано.
В кассационной жалобе истец Шалгин С.П. просит изменить судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения N 94526/23 от 16 августа 2023 г. ОСФР по Курганской области о невключении в специальный страховой стаж периода с 1 апреля 2005 г. по 8 августа 2007 г. начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "ЕДЦЦ УГПС ГУ ГО ЧС по Курганской области", обязании включить в страховой стаж указанный период, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 июня 2023 г, как незаконные, принятые с нарушениями норм материального права.
От ОСФР по Курганской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представитель ответчика просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 мая 2023 г. ходатайство Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи было оставлено без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Шалгин С.П. 8 июня 2023 г. обратился в ОСФР по Курганской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 94526/23 от 16 августа 2023 г. в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (требуется не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, имеется 22 года 2 месяца 29 дней).
Указанным решением Шалгину С.П. было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следующих периодов работы:
- с 1 апреля 2005 г. по 8 августа 2007 г. (начальник караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "ЕДЦЦ УГПС ГУ ГО ЧС Курганской области"), так как документально не подтвержден факт работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что предусмотрено пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- с 9 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. (начальник караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "9 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области"), так как стаж на соответствующих видах работ после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, что предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со справкой, уточняющей занятость истца, от 29 мая 2023 г. N 315, архивными справками от 1 июня 2005 г. N 107, от 29 мая 2023 г. N 314, копиями приказов N 61 от 9 июня 1997 г, N 115 от 19 декабря 1997 г, N 1л/с от 1 августа 2007 г, N 119-лс от 31 марта 2016 г, личной карточкой работника, а также согласно записям в трудовой книжке, Шалгин С.П. 10 июня 1997 г. принят пожарным Щучанской районной пожарной части, 19 декабря 1997 г. переведен командиром отделения 1-го караула, 9 января 2001 г. переведен на должность начальником караула (приказ N 4-л от 9 января 2001 г.), 1 апреля 2005 г. продолжил трудовые отношения в должности начальника караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" с оплатой труда по 7 разряду (приказ N 115 от 19 декабря 1997 г.), 1 января 2006 г. присвоен 8 квалификационный разряд ЕТС (приказ N 177 от 30 декабря 2005 г.), 8 августа 2007 г. уволен в связи с переводом в ГУ ОГПС N 6 МЧС России по Курганской области с согласия работника, пункт 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N 233 л/с от 30 июля 2007 г.), 9 августа 2007 г. принят в пожарную часть N 43 по охране Щучанского района на должность начальника караула пожарной части в порядке перевода из ГУ "ЕДДЦ ФУГПС ГУ ГОЧС Курганской области" с оплатой труда по 8 разряду ЕТС (приказ N 1-лс от 1 августа 2007 г.), 31 марта 2016 г. уволен в порядке перевода в ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области с согласия работника, пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N 119-лс от 31 марта 2016 г.).
С 1 апреля 2005 г. на основании приказа МЧС России от 26 октября 2004 г. N 487 "О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации" ГУ ГОЧС Курганской области разделено на два подразделения: Главное управление МЧС по Курганской области и Главное управление ГО и ЧС Курганской области.
Распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 15 марта 2005 г. N 78-р созданы государственные учреждения Курганской области, в том числе Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области".
Согласно архивной справке N 314 от 29 мая 2023 г. Главного управления МЧС России по Курганской области, до 1991 г. Щучанская районная профессиональная пожарная часть входила в состав Отдела пожарной охраны УВД Курганского облисполкома (Целинная РГОТЧ ОПО УВД Курганского облисполкома).
С 14 июня 1991 г. на основании приказа УВД Курганской области от 14 июня 1991 г. N 263 ОПО УВД Курганского облисполкома переименован в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Курганской области (Щучанский пожарно-спасательный отряд (ПСО) ПАСС УВД Курганской области).
С 25 января 1994 г. на основании приказа УВД Курганской области от 25 января 1994 г. N 36 ПАСС УВД Курганской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Курганской области (Щучанская пожарная часть (ПЧ) УГПС УВД Курганской области).
С 1 января 2004 г. на основании приказа ГУ ГОЧС Курганской области от 26 декабря 2003 г. N 484"а" Щучанская пожарная часть подчинена Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области (Щучанская пожарная часть Главного управления ГОЧС Курганской области).
30 ноября 2004 г. на основании приказа МЧС России от 26 октября 2004 г. N 487 "О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации" создано Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (Главное управление МЧС России по Курганской области).
10 марта 2006 г. во исполнение приказа МЧС России от 26 октября 2004 г. N 487 УГПС УВД Курганской области ликвидировано.
1 апреля 2005 г. на основании распоряжения Администрации (Правительства) Курганской области от 15 марта 2005 г. N 78-р "О создании государственных учреждений Курганской области" создано Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы ГУ ГОЧС Курганской области" (Пожарная часть N 43 по охране Щучанского района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области").
7 июня 2007 г. на основании приказа МЧС России от 30 декабря 2004 г. N 631 "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации" и приказа Главного управления МЧС России по Курганской области от 30 мая 2007 г. N 280 "О создании государственных учреждений" создано Государственное учреждение "6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" (Пожарная часть N 43 по охране Щучанского района ГУ "6 ОГПС МЧС России по Курганской области").
16 января 2009 г. на основании приказа МЧС России от 28 августа 2008 г. N 507 "О подразделениях федеральной противопожарной службы" и приказа Главного управления МЧС России по Курганской области от 5 декабря 2008 г. N 450 "Об утверждении положений о государственных учреждениях" Государственное учреждение "6 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" переименовано в Государственное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" (ГУ "8 ОФПС по Курганской области").
2 ноября 2011 г. на основании приказа МЧС России от 5 сентября 2011 г. N 488 "Об утверждении уставов территориальных и объективных подразделений ФПС, расположенных в Уральском федеральном округе" Государственное учреждение"8 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области" переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по Курганской области" (Пожарная часть N 43 по охране Щучанского района ФГКУ "8 ОФПС по Курганской области").
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Курганской области от 22 января 2016 г. N 22, 1 апреля 2016 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями, доводимыми в структурных подразделениях Главного управления МЧС России по Курганской области пожарная часть N 43 по охране Щучанского района переименована в пожарно-спасательную часть N 43 по охране Щучанского района и вошла в состав ФГКУ "3 ОФПС по Курганской области" (Пожарно-спасательная часть N 43 по охране Щучанского района ФГКУ "3 ОФПС по Курганской области").
С 1 июля 2019 г. все подразделения Государственной противопожарной службы, дислоцированные на территории Курганской области, ликвидированы и вошли в состав Главного управления МЧС России по Курганской области (Пожарно-спасательная часть N 43 по охране Щучанского района 3 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Курганской области) на основании приказа МЧС России от 25 марта 2019 г. N 167 "О проведении пилотного проекта по переходу территориальных органов и сил МЧС России на функционирование в новой организационно-штатной структуре" и приказа Главного управления МЧС России по Курганской области от 6 июня 2019 г. N 220 "Об утверждении штатного расписания".
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий издан приказ N 631 от 10 декабря 2004 г. "О создании отрядов Государственной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации".
1 апреля 2005 г. распоряжением Администрации (Правительства) Курганской области от 15 марта 2005 г. N 78-р "О создании государственных учреждений Курганской области" было создано Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области", в состав которой вошла пожарная часть N 43 по охране Щучанского района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области". (ГУ "ОГПС N 2 ГУ ГОЧС Курганской области"), в состав которой вошла пожарная часть N 45 по охране Шадринского района ГУ "ОГПС N 2 ГУ ГОЧС Курганской области".
С соответствии с указанным распоряжением Администрации (правительства) Курганской области от 15 марта 2005 г. N 78-р Государственное учреждение "Единый дежурно-диспетчерский центр управления Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области" создано как государственное учреждение Курганской области, финансирование расходов на содержание указанного вновь созданного государственного учреждения Курганской области производилось за счет средств, предусмотренных Законом Курганской области "Об областном бюджете на 2005 г.". Постановлено Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области выступить учредителем государственных учреждений Курганской области, утвердить их положения и заключить договоры с их руководителями; департаменты государственного имущества и промышленной политики Курганской области по предложению Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Курганской области, закрепить за вновь создаваемыми учреждениями государственное имущество на праве оперативного управления.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода работы с 1 апреля 2005 г..по 8 августа 2007 г..начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьями 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 августа 2004 г..N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г..N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункта 5 разъяснений Минтруда от 22 мая 1996
г..N 5 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГОЧС Курганской области" в спорный период времени входило в противопожарную службу субъекта Российской Федерации - Курганской области, осуществление служебных обязанностей в которых не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, принадлежность данного учреждения к федеральной противопожарной службе не подтверждена, из представленных в материалы дела документов следует, что данный период работы проходил в службе субъекта Российской Федерации, финансирование учреждения осуществлялось из областного бюджета - бюджета субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 9 августа 2007 г. по 31 декабря 2008 г. начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "9 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Курганской области", суд первой инстанции исходил из доказанности того, что в спорный период истец занимал должность Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, указанное учреждение относилось к федеральной противопожарной службе, документов о финансировании учреждения в данный период времени из областного бюджета не имеется, при этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений об особых условиях труда истца после его регистрации в качестве застрахованного лица не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж, обязанность указывать коды льготой работы возлагается на работодателя, а не на работника, поэтому он не может быть ограничен в назначении страховой пенсии на том основании, что работодатель не исполнил свою обязанность.
Установив, что с учетом включенного судом периода работы (1 год 4 месяца 22 дня) на 9 июня 2023 г. у истца отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа 25 лет (с учетом включенного периода - 23 года 7 месяцев 21 день), суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части (которой истцу в удовлетворении части требований отказано), суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в обжалуемой части и в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования о включении в страховой стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, периода работы истца с 1 апреля 2005 г. по 8 августа 2007 г. начальником караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района в ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС по Курганской области", поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы Шалгина С.П. о том, что закон обратной силы не имеет, спорный период работы имел место до принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", характер и условия труда истца не менялись на протяжении всего периода работы основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Указанным Списком предусмотрена должность начальника караула пожарной части (позиция 24549).
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, как в соответствии с действующим пенсионным законодательством, так и в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период работы истца, правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации таким правом не обладают.
На основании исследования и оценки собранных по делу доказательств суды установили осуществление истцом служебных обязанностей начальника караула пожарной части N 43 по охране Щучанского района ГУ "ЕДДЦ УГПС ГУ ГО ЧС России по Курганской области", находящегося на финансировании областного бюджета, выполнение функций противопожарной службы субъекта Российской Федерации, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции в обжалуемой части вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 28 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 22 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шалгина Сергея Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.