Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Хаметовой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-94/2024 по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 5 апреля 2024 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление ФИО8 об оспаривании решения государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО9 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Учреждение) от 8 ноября 2023 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 сентября 2023 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником указанного объекта недвижимости, в отношении которого постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 30 ноября 2022 года N 35-П установлена завышенная кадастровая стоимость в размере 56 986 256 рублей 57 копеек, которая не соответствует его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке ООО "Компания Прайс" от 21 сентября 2023 года N в размере 24 504 885 рублей, что влечет необоснованное завышение земельного налога.
Решением Рязанского областного суда от 5 апреля 2024 года (с учетом определения Рязанского областного суда от 22 мая 2024 года об исправлении описки) административные исковые требования ФИО10 удовлетворены частично. В удовлетворении требования о признании незаконным решения ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки" от 8 ноября 2023 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости отказано. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 сентября 2023 года в размере 23 091 000 рублей.
В апелляционной жалобе ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области просят отменить решение суда в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что заключение эксперта не подлежало принятию судом в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, поскольку имеются сомнения в его обоснованности. Указывают, что объект оценки необоснованно отнесен экспертом к земельным участкам под производственную деятельность, в то время как разрешенное использование земельного участка - "для обслуживания административно-производственных зданий", расположенное на нем здание - офисное, следовательно, из общей площади земельного участка следовало выделить часть, относящуюся к административной (офисной) застройке, и оценивать полученные части раздельно либо достаточно убедительно обосновать отнесение административной части к производственно-складской.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, не сообщивших о причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что ФИО11 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания административно-производственных зданий, расположенного по адресу: "адрес"
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 30 ноября 2022 года N 35-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 сентября 2023 года утверждена в размере 56 986 256 рублей 57 копеек (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 12 сентября 2023 года N); на момент обращения в ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" 19 октября 2023 года кадастровая стоимость земельного участка являлась действующей.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
В соответствии с названной статьей кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поданного в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета, в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно положениям, закрепленным в части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ, распоряжении Правительства Рязанской области от 13 ноября 2020 года N 534-р, на территории Рязанской области установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 год.
Таким образом, с указанной даты на территории Рязанской области подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, согласно части 15 которой решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что, исполняя требования статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, ФИО12 в обоснование своих доводов представило в бюджетное учреждение отчет об оценке ООО "Компания Прайс" от 21 сентября 2023 года N согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 сентября 2023 года составляет 24 504 885 рублей.
Поскольку обращение административного истца в ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" имело место 19 октября 2023 года, то определение в отчете рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 21 сентября 2023 года является обоснованным.
Отказывая в установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости на основании отчета об оценке ООО "Компания Прайс" от 21 сентября 2023 года N ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" в своем решении 8 ноября 2023 года N указало на использование неполных и (или) недостоверных сведений, допущенные расчетные и иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке: оценщик некорректно указал сведения о предполагаемых пользователях отчета - "оценщику не известны", отсутствует указание на обязательный этап согласования задания на оценку, использована недостоверная и противоречивая информация, объект необоснованно отнесен к производственно-складской недвижимости, значение корректировки на передаваемые права необоснованно, не приведены таблицы корректировок, не представлен расчет весовых коэффициентов аналогов, не описан объем доступных рыночных данных, неверно применены понятия "условно свободный" и "обеспеченный коммуникациями", нет корректировок на удаленность от автомагистралей, наличие свободного подъезда, железнодорожной ветки, охрану, асфальтирование, транспортную доступность, анализ рынка не соответствует установленным требованиям (пункт 1 ФСО N 3, пункт 8 ФСО N 4 пункт 9 ФСО N 5, пункты 11, 20, 22 ФСО N 7).
Оспариваемое решение принято компетентным органом, с соблюдением порядка и формы принятия, поскольку одним из основных видов деятельности ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, оспариваемое решение принято в установленный пунктом 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ 30-тидневный срок с даты подачи заявления, содержат необходимые реквизиты, подписаны директором бюджетного учреждения и кадастровым оценщиком.
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения, суд учел разъяснения, данные в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", о том, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и определением от 19 января 2024 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу.
Согласно заключению судебной экспертизы от 1 февраля 2024 года N 22/2024, проведенной экспертом ООО "АварКом Плюч", отчет ООО "Компания Прайс" от 21 сентября 2023 года N не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит ошибки, в том числе отмеченные в решении ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 8 ноября 2023 года N N, повлиявшие на итоговый результат; при этом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 21 сентября 2023 года определена в размере 23 091 000 рублей.
Суд первой инстанции обоснованно расценил названное заключение как соответствующее действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, поскольку является мотивированным и научно обоснованным, содержит подробное описание проведенных исследований и его результаты со ссылкой на использованные нормативные правовые акты, федеральные стандарты оценки и методическую литературу, экспертом даны конкретные ответы на поставленные судом вопросы.
Судебная коллегия находит изложенные в решении выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства.
Выводы эксперта в заключении должным образом мотивированы, обоснованы ссылками на методическую литературу и федеральные стандарты оценки. Проверка отчета об оценке выполнена экспертом, соответствующим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", имеющим необходимую квалификацию, длительный стаж экспертной работы по специальности, предупрежденным в установленном порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
На возражения административного ответчика эксперт представил письменные пояснения, оснований полагать их не соответствующими установленным требованиям не усматривается.
Оценка рыночной стоимости земельного участка как участка под индустриальную застройку обусловлена его расположением в промышленной зоне "Восточный промузел" (согласно данных карты градостроительного зонирования территорий г. Рязани - в зоне П-3), а также фактическим использованием под размещение производственно-складских объектов. Данных, опровергающих выводы эксперта, апеллянтами не представлено, само по себе размещение на участке совместно с производственными и складскими зданиями административного здания, не свидетельствует о наличии офисной застройки участка.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, в материалы дела не представлено.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о наличии в нем противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что содержание решения бюджетного учреждения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а кадастровая стоимость объекта недвижимости не может быть установлена в размере рыночной на основании не соответствующего требованиям закона отчета об оценке, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании решения ГБУ РО "Центр государственной кадастровой оценки" от 8 ноября 2023 года N незаконным, установив одновременно кадастровую стоимость в размере, определенном в экспертом заключении.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене или изменению не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского областного суда от 5 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.