Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу Мирзаева Самира на вступившие в законную силу постановление судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Мирзаева Самира по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 декабря 2023 года, Мирзаев С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, Мирзаев С. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и о направлении дела на новое рассмотрение, указывая, что выводы в судебных решениях сделаны судьями без выяснения всех обстоятельств, необходимых для объективного и всестороннего разрешения дела об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для её удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу требования пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Положения пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона обязывают временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ минут, по адресу: "адрес", выявлен прибывший на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ граждан Грузии Мирзаев С, который по истечению ДД.ММ.ГГГГ срока пребывания (суммарно в течение периода в 180 суток пребывал в течение 92 суток) уклонился от выезда с территории Российской Федерации и находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.3); объяснениями Мирзаева С. (л.д.4), сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ ИЦ (л.д.6-16), а также иными доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация действий Мирзаева С. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильной.Вопреки доводам жалобы нарушение Мирзаевым С. режима пребывания в Российской Федерации выразилось именно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечению установленного законом срока и в нахождении на территории Российской Федерации после 12 декабря 2023 года в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Так, из материалов дела следует, что Мирзаев С. прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учётом текущего периода в 180 суток имел право законно находиться на территории Российской Федерации 90 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно, однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Мирзаев С. территорию Российской Федерации не покинул, тем самым уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания и находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Таким образом, при производстве по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Законность привлечения Мирзаева С. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о неуведомлении Мирзаева С. органом миграционного учёта о сроках нахождения на территории Российской Федерации внимания не заслуживают, поскольку такая обязанность миграционным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Право на защиту Мирзаева С. при производстве по делу не нарушено.
Административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Мирзаеву С. в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учётом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Мирзаева С. о малозначительном характере допущенного противоправного деяния надлежащим образом проверены судьями нижестоящих судов и обоснованно отклонены. Ни характер правонарушения, ни объект посягательства, ни конкретные обстоятельства дела (включая период противоправного бездействия, составивший 2 суток) не свидетельствуют, что совершенное административное правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Приводимые в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для применения в отношении Мирзаева С. положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Каких-либо обстоятельств, исключающих возможность применения к Мирзаеву С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не имеется, поскольку в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии сложившихся семейных отношений или иных обстоятельств, указывающих на нарушение прав Мирзаева С. на уважение личной и семейной жизни.
При таких обстоятельствах постановление судьи основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Мирзаеву С. этой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 названного Кодекса целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Порядок привлечения Мирзаева С. к административной ответственности не нарушен. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Мирзаева Самира по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мирзаева С. - без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за уклонение от выезда из России по истечении срока пребывания и отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание. Жалоба о нарушении прав и недостаточности доказательств была отклонена, поскольку все обстоятельства дела были тщательно изучены и оценены. Административное наказание признано соразмерным и обоснованным.