Судья Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции Шидакова О.А., рассмотрев жалобу Рахмонова Акбара Абдукаримовича на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г.Астрахани от 26 января 2024 года и решение судьи Астраханского областного суда от 1 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Рахмонова Акбара Абдукаримовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г.Астрахани от 26 января 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 1 февраля 2024 года, Рахмонов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан при УМВД России по Астраханской области.
В жалобе, поданной в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, Рахмонов А.А. ставит вопрос об изменении принятых по делу судебных актов.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для её удовлетворения.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Положениями статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу требования пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Положения пункта 2 статьи 5 указанного Федерального закона обязывают временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ минут, по адресу: "адрес", выявлен прибывший ДД.ММ.ГГГГ в Российскую Федерацию граждан Республики "данные изъяты" ФИО1, который по истечению срока пребывания (срок истёк ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ уклонился от выезда из Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.3); рапортом инспектора "данные изъяты" по "адрес" ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2); объяснениями ФИО1 (л.д.4); сведениями "данные изъяты" (л.д.12-15), а также иными доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация действий Рахмонова А.А. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правильной.
Таким образом, при производстве по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Законность привлечения Рахмонова А.А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Право на защиту Рахмонов А.А. при производстве по делу не нарушено.
Вопреки доводам жалобы административное наказание в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено Рахмонову А.А. в соответствии с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учётом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Рахмонова А.А. о незначительности допущенного противоправного деяния, о наличии у него работы, социальной привязанности и семьи (мать и брат являются гражданами Российской Федерации, супруга обучается в Астраханском государственном университете), наличии постоянного места жительства, принятие им мер к урегулированию сложившейся противоправной ситуации надлежащим образом проверены судьями нижестоящих судов и обоснованно отклонены.
Ни характер правонарушения, ни объект посягательства, ни конкретные обстоятельства дела (включая период противоправного бездействия - около двух месяцев) не свидетельствуют о том, что назначенное Рахмонову А.А. наказание не соответствует степени его вины, поскольку правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Каких-либо обстоятельств, исключающих возможность применения к Рахмонову А.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах постановленные по делу судебные акты основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к Рахмонову А.А. этой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 названного Кодекса целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда по доводам, аналогичным с изложенными в рассматриваемой жалобе, судьей областного суда дело проверено в полном объёме в соответствии со статьёй 26.1, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья областного суда пришёл к выводу о законности и обоснованности привлечения Рахмонова А.А. к административной ответственности, а также о справедливости и соразмерности назначенного последнему наказания и отсутствии оснований для изменения постановления судьи районного суда.
Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи областного суда не имеется.
Порядок привлечения Рахмонова А.А. к административной ответственности не нарушен. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г.Астрахани от 26 января 2024 года и решение судьи Астраханского областного суда от 1 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Рахмонова Акбара Абдукаримовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Рахмонова А.А. - без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения иностранного гражданина к административной ответственности за уклонение от выезда из России по истечении срока пребывания. Судебные акты нижестоящих инстанций, назначившие штраф и выдворение, признаны обоснованными, так как действия правонарушителя соответствуют нормам миграционного законодательства. Доводы о смягчающих обстоятельствах отклонены как неубедительные.