Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу Кривопустова А.В. на постановление инспектора ОГИБДД и ДПС ОМВД России по г. Горячий Ключ от 29 мая 2020 года и на вступившие в законную силу определение судьи Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 26 января 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением инспектора ОГИБДД и ДПС ОМВД России по г. Горячий Ключ от 29 мая 2020 года Кривопустов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Определением судьи Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 26 января 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года, Кривопустову А.В. отказано в восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица от 29 мая 2020 года, а жалоба оставлена без рассмотрения по существу.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кривопустов А.В. указывает на незаконность принятых в отношении него судебных, просит их отменить, производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Лица, подлежащие уведомлению о рассмотрении жалобы, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении 15 марта 2023 года судьей Краснодарского краевого суда соблюдены не были, жалоба на определение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 26 января 2023 года об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления должностного лица административного органа безосновательно рассмотрена без надлежащего извещения Кривопустова А.В, вопреки указанию в решении судьи о надлежащем извещении привлекаемого к административной ответственности лица о рассмотрении дела в порядке пересмотра.
Осведомление заявителя жалобы судьёй краевого суда о рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе Кривопустова А.В. на определение судьи районного суда сопроводительным письмом (л.д N) на ДД.ММ.ГГГГ, а затем, и на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес", является ненадлежащим, в связи с тем, что Кривопустов А.В. на момент рассмотрения жалобы находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю, в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении него по ч. 2 ст. 318 УК РФ, о чем он указал в жалобе на определение судьи городского суда, и при направлении дела в Краснодарский краевой суд для рассмотрения названной жалобы, копия соответствующего уведомления об этом планировалось направить начальнику СИЗО -1 в "адрес" для вручения Кривопустову А.В, однако, впоследствии, как следует из сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. N), извещение направлено по адресу проживания до избрания меры пресечения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об извещении привлекаемого лица о дате, времени и месте рассмотрения дела, способом, квалифицируемым как надлежащее уведомление в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, судьей краевого суда нарушены требования, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, а также не созданы необходимые условия для реализации указанным лицом права на судебную защиту и на непосредственное участие в рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из правовой позиции, выраженной в абзаце 8 пункта 14 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
В связи с тем, что по делу допущены принципиальные, существенные нарушения норм права, исправление которых возможно только посредством отмены судебного акта, решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 марта 2023 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Краснодарский краевой суд на новое рассмотрение.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены процессуальные требования, что привело к нарушению прав лица, привлекаемого к ответственности. В связи с этим решение суда первой инстанции было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение для обеспечения надлежащего извещения и реализации права на защиту.