Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу Григорьева В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N34 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 28 декабря 2023 года и решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Григорьева В.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N34 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 28 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2024 года Григорьев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 4 месяца.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Григорьев В.В. просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения, либо заменить, назначенное наказание на административный штраф.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В силу пункта 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила, Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Приложением N 2 к Правилам дорожного движения установлено, что горизонтальная дорожная разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Линию разметки 1.1 пересекать запрещается.
В соответствии с пунктом 9.1(1) названных Правил на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" действия водителя, связанные с нарушением требований Правил дорожного движения Российской Федерации, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 Правил), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ, Григорьев В.В, управляя автомобилем марки " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, двигаясь по автодороге "данные изъяты", при совершении маневра обгона, выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при этом пересек дорожную разметку 1.1 Приложения N2 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, нарушив пункт 1.3. Правил дорожного движения Российской Федерации.
Совершение административного правонарушения и виновность Григорьева В.В. подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1), дислокацией дорожных знаков и разметки места совершения административного правонарушения (л.д. 2), фотографиями с видеорегистратора (л.д. 3-4) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Григорьева В.В. постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемом постановлении.
Порядок и срок привлечения Григорьева В.В. к административной ответственности, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Доводы жалобы о том, что судьей районного суда не допрошен инспектор, который составлял в отношении Григорьева В.В. протокол об административном правонарушении, не основаны на нормах закона.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Вопреки доводам жалобы фотоснимки, сделанные с видеозаписи на видеорегистратора другого транспортного средства четко отображают государственный регистрационный транспортного средства и совершение указанным автомобилем маневра обгона с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, где имеется дорожная разметка 1.1 Приложения N2. В материалах дела имеется дислокация дорожной разметки, которую судья счел достаточным и достоверным доказательством по делу для привлечения заявителя к административной ответственности.
Утверждения заявителя о том, что назначенное Григорьеву В.В. административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами является чрезмерно суровым, подлежат отклонению.
Административное наказание назначено названному лицу в пределах санкции части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, конкретных обстоятельств по делу.
При назначении административного наказания судьей в отношении Григорьева В.В. избрана та мера ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения, а также степени вины привлекаемого к административной ответственности лица, что отвечает принципами законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Принимая во внимание, что правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области дорожного движения и носит существенный характер, поскольку затрагивает вопрос жизни и безопасности граждан, назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения и противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений.
Назначение более мягкого вида наказания в виде административного штрафа, чем лишение права управления транспортными средствами, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения тем самым административного наказания не усматривается.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судов, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных решений. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Григорьеву В.В. в пределах санкции части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N34 Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 28 декабря 2023 года, решение судьи Советского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Григорьева В.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным лишение права управления транспортными средствами на 4 месяца за выезд на полосу встречного движения, что квалифицируется как административное правонарушение по части 4 статьи 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Доказательства, включая видеозапись, подтвердили виновность, а назначенное наказание было признано адекватным и соразмерным характеру правонарушения.