Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Пульчевой Е.А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя
от 12 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 января
2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Пульчевой Е.А. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пульчева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказа департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, выраженный в письме от 26 мая
2023 года N ГУ-исх-5992/23 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу:г. "адрес" площадью N кв. м; возложить обязанность на административного ответчика в течение 25 рабочих дней с момента вынесения решения суда оказать государственную услугу.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 октября
2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда
от 23 января 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Пульчевой Е.А. указывается на незаконность обжалуемых судебных актов, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Указывает, что судами проигнорированы требования земельного законодательства, согласно котором исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 12 марта
2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 8 апреля 2024года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела видно, что Пульчева Е.А. является собственником нежилого здания - гаражного бокса общей площадью N кв. м с кадастровым номером N, находящегося по адресу:г. "адрес"
"адрес"
Пульчева Е.А. 20 февраля 2023 года обратилась в департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности площадью 25 кв. м, расположенного по указанному адресу.
Оспариваемым решением от 26 мая 2023 года NГУ-исх-5992/23 департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя отказал в предоставлении вышеуказанной государственной услуги по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок от точки н7 до точки н4 формируется с пересечением земельного участка с кадастровым N.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии условий, предусмотренных нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований административного иска. Суды исходили из того, что испрашиваемый земельный участок от точки н7 до точки н4 формируется с пересечением земельного участка с кадастровым N, в связи с чем у департамента по имущественным и земельным отношениям
г. Севастополя были законные основания для принятия оспариваемого решения..
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Судами достоверно установлено, что в соответствии с заключением департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
от 25 мая 2023 года испрашиваемый земельный участок от точки н7 до точки н4 пересекает земельного участка с кадастровым N.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок формируется в границах ранее образованного земельного участка, что в силу действующего законодательства является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судами не установлено, в связи с чем отказ в удовлетворении административного иска следует признать правильным.
Доводы кассационной жалобы об исключительном праве на приобретение земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняются, поскольку в данном случае сделаны без учета требований статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судами доказательств, в связи с чем не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 января
2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 25 июня
2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.