Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Стороженко А.А, действующего в интересах администрации г. Таганрога Ростовской области, на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Таганрога, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Таганрога, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на администрацию г. Таганрога обязанности оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 ноября 2023 года, исковые требования удовлетворены. На администрацию г. Таганрога возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями санитарного законодательства.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации г. Таганрога Ростовской области по доверенности Стороженко А.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в городской суд 4 марта 2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 15 марта 2024 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. Дело передано в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи кассационной инстанции от 26 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Таганрога с выходом на место проведена проверка исполнения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей следы, по результатам которой установлено нарушение пункта 1, пункта 3 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, пунктов 2, 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, пункта 3 СанПин 2.1.3684-21, пункта 1 статьи 20 Правил благоустройства, а именно, контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу не оборудованы ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологический норм, увеличению количества несанционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов г. Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога от 4 октября 2019 года N 53 "О внесении изменений в приказ УЖКХ г. Таганрога от 29 декабря 2018 года N 70", ответственность за содержание контейнерных площадок, являющихся местом сбора ТКО, расположенных по адресному ориентиру: "адрес"".
Прокурором г. Таганрога 7 февраля 2023 года в адрес МКУ "Благоустройство" г. Таганрога направлено представление, на который 7 марта 2023 года дан ответ, что данные работы запланированы.
Сведений о выполнении указанных требований и оборудовании контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не представлено.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО создание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Закрепление в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, с учетом указанного правового регулирования создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и соответственно, обязанность по оборудованию контейнерных площадок в соответствии с требованиями санитарного законодательства, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из материалов дела и доводов администрации г. Таганрога не установлено устранение выявленного прокуратурой г. Таганрога нарушения в части оборудования контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, что ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Принимая указанные обстоятельства во внимание, на орган местного самоуправления обосновано возложена обязанность совершить необходимые действия по устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства для предотвращения опасности причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде, поскольку именно администрация определяет места расположения площадок для сбора ТКО, а также выделяет денежные средства на их оборудование и содержание.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 15 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 июля 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.