Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2023 года по административному делу по административному иску Никитенко ФИО8 к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара, администрации города Краснодара о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
18 февраля 2022г. Никитенко А.Е. обратился в администрацию города Краснодара с заявлением о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков в аренду на три года без проведения торгов из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сенокошения.
Решением Департамента муниципальной собственности городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, изложенным в письме от 16 марта 2022г. Никитенко А.Е. в удовлетворении заявления отказано по тем основаниям, что данные земельные участки предоставлены в аренду третьим лицам.
Никитенко А.Е, считая свои права и интересы нарушенными, обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, изложенным в письме от 16 марта 2022г. и возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", массив "адрес".
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара 30 июня 2022г. в удовлетворении административного иска Никитенко А.Е. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2023г. решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 30 июня 2022г. отменено.
По делу принято новое решение, которым исковые требования Никитенко А.Е. к Департаменту муниципальной собственности городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, администрации муниципального образования город Краснодар - удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, формализованные в письме от 16 марта 2022г. N возложена обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Никитенко А.Е. о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков в аренду на три года, без проведения торгов, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу "адрес", площадью "данные изъяты" в кадастровом квартале N, с разрешенным видом использования - для сенокошение.
В кассационной жалобе представитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2023г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Никитенко А.Е. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 3 апреля 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 19 апреля 2024г. с административным делам передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица участвующие в деле о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанций допущены такие нарушения.
Статьей 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 1). Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения. Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; статьей 39.16 названного кодекса установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что испрашиваемые истцом в аренду для сенокошения земельные участки находятся в муниципальной собственности, относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения.
8 февраля 2022г. Никитенко А.Е. обратился в администрацию города Краснодара с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков в аренду на три года без проведения торгов для сенокошения. К заявлению приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, а также копии паспорта гражданина Российской Федерации.
Решением Департамента, изложенным в письме от 15 марта 2022 года N предоставлении Никитенко А.Е. земельных участков отказано по тем основаниям, что они предоставленными в аренду третьим лицам.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 7, подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ исходил из того, что предоставление испрашиваемых Никитенко А.Е. земельных участков в аренду третьему лицу подтверждается сведениями, содержащимися в ЕГРН и в этой связи пришел к выводу о правомерности принятого административным ответчиком решения.
Проверяя законность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции установил, что постановлением администрации города Краснодара 21 июля 1994г. N главе крестьянского хозяйства ФИО5 предоставлен в аренду земельный участок общей площадью "данные изъяты" для ведения крестьянского хозяйства, расположенный в районе "адрес" "адрес". Заключён договор аренды земельного участка от 19 января 1996г. N действия до 19 января 2001г.
По условиям заключённого договора аренды земельного участка от 19 января 1996г. (пункт 5.2) арендодатель обязан в случае смерти арендатора до истечения срока аренды перезаключить договор с одним из его наследников, если он соглашается стать арендатором.
ФИО5 умерла 22 сентября 2018г, и в настоящее время пользователем земельного участка является ФИО6 как наследница ФИО5
Учитывая что административным ответчиком доказательств, подтверждающих заключения договора аренды с ФИО6 не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности приведённых административным органом в оспариваемом решений оснований для отказа Никитенко А.Е. в предоставление земельных участков для сенокошения, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные отношения в Краснодарском крае урегулированы Законом от 5 ноября 2002г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В силу статьи 6 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления в Краснодарском крае управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Статья 9 Закона "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определяет порядок предоставления земельных участков гражданам для выпаса скота и сенокошения, частью 3 которой установлено, что условием предоставления земельных участков гражданам является наличие у них скота, учтенного в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления городских, сельских поселений и органами местного самоуправления городских округов.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" местоположение земельного участка для выпаса скота или сенокошения определяется органом местного самоуправления городского, сельского поселения или городского округа с учетом потребности местного населения в земельных участках для указанных целей, в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Информация о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам для выпаса скота и сенокошения на определенных условиях, публикуется в установленный срок в средствах массовой информации, определенных перечнем, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края (часть 5 статьи 9 Закона "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае").
Суд апелляционной инстанции отменив решение суда первой инстанции и разрешая спор, приведенные положения федерального законодательства и закона субъекта Российской Федерации не применил, вследствие чего не установилобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (наличие у административного истца скота, учтенного в похозяйственных книгах органов местного самоуправления, т.е. относится ли Никитенко А.Е. к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка для сенокошения; наличие (отсутствие) на территории муниципального образования земельных участков, предполагаемых для предоставления гражданам для выпаса скота и сенокошения, публикации сообщения об этом в печатных изданиях и т.д.), в связи с чем, пришел к преждевременному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, удовлетворяя требования административного иска и признавая незаконным оспариваемое решение по мотиву недоказанности арендных отношений между органом местного самоуправления и ФИО6 в отношении земельного участка, суд апелляционной инстанции фактически разрешилвопрос о правах и обязанностях последней, однако к участию в деле ее не привлек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2003 г. "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем судебный акт суда апелляционной инстанции указанным требованиям закона не отвечает.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе судей.
С учетом вышеизложенного апелляционное определение нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.