Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Капеля К.А, Бондаренко Н.В. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2023 года по административному делу по административному иску Бондаренко ФИО11, Капеля ФИО12 к Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании недействительным решения муниципального органа и восстановлении прав
заслушав доклад судьи Сергеева С.С.
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко Н.В. и Капель К.А. обратились в суд с административным иском в котором просили признать незаконным решение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края, изложенное в письменном уведомлении от 21 июня 2022г. N об отказе в принятии Бондаренко Н.В. и Капель К.А, а также их несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении; также признать законным уведомление административного ответчика - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 15 января 2021г. N N "О наличии у гражданина предусмотренных законодательством оснований для признания нуждающимся в жилом помещении" и возложить на административного ответчика обязанность восстановить семью административных истцов в списках нуждающихся в жилом помещении с 29 декабря 2020г.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 28 марта 2023г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда 28 ноября 2023г. решение Темрюкского района суда Краснодарского края от 28 марта 2023г. оставлено без изменения апелляционная жалоба административных истцов без удовлетворения.
В кассационной жалобе административные истцы Бондаренко Н.В. и Капель К.А. ставят вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указывают на нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 апреля 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 19 апреля 2024г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административных истцов ФИО7, доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении настоящего дела допущены такого рода нарушения.
Отказывая в удовлетворении административного иска в суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий и государственных программы РФ "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" (далее Правила) в совокупности с положениями статей 51, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации исходил из того, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником под программы, а с момента включения её в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. В этой связи суд пришел к выводу о том, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения у неё права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастным критериям на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения её в список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников программы.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что в связи с приобретением 16 апреля 2020 г. квартиры с использованием кредитных средств, семья административных истцов на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче уведомления о наличии (отсутствии) права признания нуждающимся в жилых помещениях, не относилась к категории лиц нуждающихся в жилых помещениях, и в этой связи не подлежит включению в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, а выданное уведомление от 15 января 2021г. N является несоответствующим действующим законодательству.
Судебная коллегия находит выводы судов ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011 - 2015, 2015 - 2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения (далее также - социальная выплата), а также использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно подпункту "е" пункта 2 указанных Правил социальные выплаты могут быть использованы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (в редакции действующей на момент выдачи свидетельства).
В соответствии с указанными Правилами право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только один раз (пункт 9).
Социальная выплата предоставляется в размере, рассчитанном по правилам пункта 10 Правил. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, указывается в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты и остается неизменным в течение всего срока его действия (пункт 17).
Право молодой семьи на получение за счет средств бюджета социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемым по типовой форме на основании заявления молодой семьи о включении ее в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по названной выше Программе, которое не является ценной бумагой (пункт 3).
Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил, в том числе, документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа).
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются: нарушение установленного пунктом 31 Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 Правил (пункт 33 Правил).
Как видно из материалов дела, уведомлением от 15 января 2021г. N администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района подтверждены основание для признания семьи административных истцов быть признанными нуждающимся в жилом помещении в период с 29 декабря 2015г. по 29 декабря 2020г.
16 апреля 2020г. семья Бондаренко - Капель заключили ПАО "Сбербанк России" кредитные договор "приобретение готового жилья" N и приобрела "адрес" в "адрес", площадью "данные изъяты". Помимо кредитных средств в сумме "данные изъяты" счёт оплаты приобретение данного жилого помещения были использованы средства материнского капитала сумме "данные изъяты".
Приняв во внимание позицию административного ответчика о том, что в ходе актуализации данных в связи с кадровыми перестановками было установлено, что при оформлении уведомления от 15 января 2021г. были допущены ошибки, которые привели к неправомерной выдаче данного уведомления, суды не учли, что нова редакция Правил, предусматривает в абзаце третьем пункта 7 возможность при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" и "и" пункта 2 данных Правил не учитывать жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Исходя из указанного, суды не дали надлежащей правовой оценки доводам административного ответчика об ошибочности выдачи уведомления от 15 января 2021 года и не установили, в чем именно заключалась такая ошибка в условиях допускающих приобретение молодой семьей жилого помещения с использованием кредитных средств и последующей их компенсации за счет социальной выплаты.
Таким образом, при рассмотрении и разрешении данного дела судебными инстанциями не учтено, что законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции допущенные нарушения суда первой инстанции не устранил, несмотря на установленную частями 1 и 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность осуществить проверку судебных актов по апелляционным жалобам в полном объеме и оценить имеющиеся в деле доказательства, а частью 3 статьи 311 Кодекса - указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Поскольку допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение в ином составе суда, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 ноября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Краснодарский краевой суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.