Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гривцовой Н.А. на решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гривцовой Н.А. к администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, предоставлении места для семейного захоронения и выдаче удостоверения о семейном захоронении на земельный участок, заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гривцова Н.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района о признании отказа в предоставлении муниципальной услуги незаконным, предоставлении места для создания семейного захоронения и выдаче удостоверения о семейном захоронении на земельный участок.
Решением Красноармейского районного суда от 7 ноября 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, административное дело направлено в районный суд на новое рассмотрение.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2023 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года решение Красноармейского районного суда от 7 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца Гривцовой Н.А. без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец Гривцова Н.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Полагает необоснованными выводы судов о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, поскольку отсутствие решения об утверждении перечня кладбищ, на которых допускаются семейные захоронения, не может являться препятствием к реализации прав гражданина.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 апреля 2024 года, определением судьи кассационной инстанции от 2 мая 2024 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В письменных возражениях представитель административного ответчика администрации Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения.
В судебном заседании административный истец Гривцова Н.А, ее представитель ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель администрации Новомышастовского сельского поселения "адрес" ФИО7 против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такого рода нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела следует, что Гривцова Н.А. 17 июня 2022 года обратилась в администрацию Новомышастовского поселения с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предоставлению (резервированию) места для создания семейного (родового) захоронения на захоронении Лях И.М, умершего 30 июля 2016 года под будущие захоронения размером "данные изъяты" из расчёта на всех родственников на земельном участке, расположенном на станичном кладбище по адресу: "адрес" и выдать удостоверение о семейном (родовом) захоронении.
Решением администрации Новомышастовского сельского поселения, изложенным в письме от 15 июля 2022 года N, в удовлетворении данного заявления органом местного самоуправления отказано по мотиву того, что на кладбище отсутствуют свободные земельные участки под будущие захоронения. Кроме того указано, что решением Красноармейского районного суда от 16 июня 2022г. на родственников Гривцовой Н.А. - ФИО8 и ФИО12 возложена обязанности по освобождению свободного для захоронения ее родственников земельного участка, путём демонтажа незаконного возведённых ограды, навеса, незаконно установленных столов, лавочек, тротуарной плитки и коврового покрытия. В случае добровольного устранение препятствий к пользованию свободным земельным участком, администрация Новомышастовского сельского поселения повторно рассмотрит вопрос о выделении освобождённого ФИО8 и ФИО13 земельного участка под одно захоронение умершего родственника Гривцовой Н.А. на момент его смерти, с регистрацией общего участка на захороненных умерших, семейного захоронения, с учётом уже имеющихся на заявленном земельном участке одиночных захоронений её родственников: Гривцовой Л.А, ФИО10 и ФИО14
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что кладбище, расположенное по адресу "адрес" не входит перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания новых семейных родовых захоронений. Кроме того, судом отмечено, что Гривцова Н.А. при погребении бабушки ФИО9, дяди ФИО16, отца ФИО10 с заявлением о выделении земельного участка под организацию семейного (родового) захоронения с выдачей соответствующего удостоверения не обращалась. Судом также принято во внимание, что решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2022г. удовлетворено исковое заявление администрации Новомышастовского сельского поселения к Лях Г.П. об устранении препятствий в пользовании земельном участком. На Лях Г.П. возложена обязанность привести земельные участки под одиночными захоронениями ФИО9, ФИО15 в соответствие с нормами законодательства, а именно по 5 кв.м, также возложена обязанность по демонтажу ограды, навеса, стола, лавочек, тротуарной плитки, коврового покрытия, выступающих за границей мест захоронения.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на то, что кладбище, расположенное по адресу "адрес" не входит перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания новых семейных родовых захоронений. При этом, судом второй инстанции отмечено, что постановление N "Об утверждении реестра кладбищ, расположенных на территории Новомышастовского сельского поселения Красноармейского района, перечни кладбищ поселения, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений" принято администрацией Новомышастовского поселения Красноармейского района 7 марта 2023г, т.е. после обращения Гривцовой Н.А. с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
Одновременно с этим, суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, со ссылкой на часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указал, что Гривцовой Н.А. не заявлены требования к администрации о признании незаконным бездействия по утверждению перечня кладбищ поселения на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений.
Судебная коллегия считает приведенные выводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права, не соответствующими обстоятельствам дела, что повлекло принятие незаконных судебных актов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12 января 1996г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с погребением и похоронным делом, на территории Краснодарского края осуществляется Федеральным законом "О погребении и похоронном деле", а также Законом Краснодарского края от 4 февраля 2004г. N 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае" (далее Закон N 666-КЗ) и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
В соответствии со статьей 13(1) Закона N 666-КЗ уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела (ч.1)
Уполномоченные исполнительные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции предоставляют места для захоронения на кладбищах, а также земельные участки для создания семейных (родовых) захоронений (п.9.1 ч.2).
В соответствии со статьей 22 Закона N 666-КЗ семейные (родовые) захоронения - места захоронения, предоставляемые на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших родственников.
Места для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения (ч.1).
Перечни кладбищ, на территории которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений, утверждаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае, в ведении которых находятся соответствующие общественные кладбища (ч.2).
Участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений предоставляются гражданам Российской Федерации.
Размер места семейного (родового) захоронения устанавливается органами местного самоуправления в Краснодарском крае площадью, не превышающей 20 квадратных метров (ч.4).
Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений в порядке, установленном органом местного самоуправления (ч.5).
В соответствии с частью 6 указанной статьи, для решения вопроса о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения в уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела представляются следующие документы:
1) заявление о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения с указанием круга лиц, которых предполагается похоронить (перезахоронить) на месте семейного (родового) захоронения (далее - лица, указанные в заявлении);
2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, с предъявлением подлинника для сверки.
Не допускается требовать с заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим пунктом.
Решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми документами.
При непосредственном осуществлении погребения умершего решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения или об отказе в его предоставлении принимается в день представления заявителем в уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела (не позднее одного дня до дня погребения) медицинского свидетельства о смерти или свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС, а также документов, указанных в пункте 6 настоящей статьи (ч.7).
За резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения (далее - резервирование места под будущие захоронения), взимается плата, величина которой устанавливается органами местного самоуправления (ч.8).
В силу части 11 статьи 22 Закона N 666-ЗК, уведомление об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения вручается или направляется с уведомлением заявителю в письменной форме в сроки, установленные в пункте 7 настоящей статьи, с указанием причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом.
Отказ в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения допускается в случаях, если:
1) заявитель является недееспособным лицом;
2) заявитель выразил желание получить место на кладбище, которое не входит в перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания семейных (родовых) захоронений;
3) заявитель не представил все документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что на момент обращения административного истца в орган местного самоуправления, на территории Новомышастовского сельского поселения не был утвержден перечень кладбищ, на которых могут быть предоставлены места для создания семейных (родовых) захоронений.
Вместе с тем, указывая на ошибочность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции от надлежащей оценки данного обстоятельства уклонился, суждений о законности оспариваемого административным истцом решения органа местного самоуправления, не привел. При этом, указывая на наличие иных оснований к отказу в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции данные основания не указал, оценку им не дал.
Помимо этого, судами оставлено без надлежащей оценки, что фактическим основанием для отказа Гривцовой Н.А. в предоставлении места для семейного (родового) захоронения, явилось наличие судебного акта, обязывающее иных лиц, освободить земельный участок, в пределах которого Гривцова Н.А. просила выделить ей участок размером "данные изъяты", что не превышает предусмотренного законом размера ("данные изъяты").
Между тем, оценка правомерности противопоставления органом местного самоуправления реализации права Гривцовой Н.А. исполнению иными лицами возложенной на них судом обязанности по освобождению земельного участка, применительно к перечисленным в части 11 статьи 22 Закона N 666-ЗК основаниям к отказу в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, судами не дана.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконных судебных актов, в связи с чем обжалуемые судебные акты с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
На основании изложенного, руководствуясь 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда Краснодарского края от 7 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 октября 2023 года отменить.
Административное дело направить в Красноармейский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 20 июня 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.