Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Усенко Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСН "СНТ "Дачный" на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 января 2024г. по административному делу по административному иску ТСН "СНТ "Дачный" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложение обязанностей совершить определённые действия
заслушав доклад судьи Сергеева С.С,
УСТАНОВИЛА:
ТСН "СНТ "Дачный" обратилось в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношением города Севастополя о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, с.Осипенко, в районе улицы Севастопольская, площадью 20431 кв.м; возложении на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указано, что 26 декабря 2022г. представитель ТСН "СНТ "Дачный" обратился в Департамент по имущественным земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", площадью "данные изъяты". Решением Департамента, оформленным письмом от 21 марта 2023г. N в предоставлении государственной услуги отказано на основании пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с заключением Департамента архитектуры и строительства города Севастополя, согласно Правилам землепользования и застройки применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского, Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований, утверждённых постановлением Правительства Севастополя от 2 декабря 2022г. N - ПП, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне инженерных объектов "данные изъяты"; в зоне индивидуального жилищного строительства "данные изъяты". С указанным решением административного ответчика административный истец несогласен, считает его незаконным, препятствующим осуществлению прав.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023г. в удовлетворении административного иска ТСН "СНТ "Дачный" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 января 2024 г. решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца ТСН "СНТ "Дачный" без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель административного истца ТСН "СНТ "Дачный" ставит вопрос об отмене судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 29 марта 2024г, определением судьи кассационной инстанции от 2 мая 2024г. с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца ТСН "СНТ "Дачный" ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав административного ответчика, его представителя, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций такие нападения не допущены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяется на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земле водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки (статья 30 ГрК РФ)
Согласно статье 8 ГрК и статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос утверждения Правил землепользования застройки территории муниципальных образований отнесён к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В силу подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утверждё ФИО1 проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемых природных территориях.
Из материалов дела видно, что обращаясь 27 декабря 2022г. в Департамент имущественных и земельных отношений, административный истец просил утвердить схему расположения земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу "адрес" в районе "адрес".
Из представленного в материалы дела заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15 июня 2023г. следует, что спорный земельный участок располагается в территориальной зоне инженерных объектов "данные изъяты" и в зоне индивидуального жилищного строительства "данные изъяты".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, утверждёнными постановлением Правительства Севастополя от 2 декабря 2022г. N, применительно к части территории города в границах Андреевского, Качинского, Верхнесадовского Терновского, Орлиновского внутригородских муниципальных образований, в перечне основных видов разрешенного использования земельного участка в территориальных зонах "данные изъяты" вид разрешенного использования - для ведения садоводства, отсутствует.
Разрешая заявленные ТСН "СНТ "Дачный" требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, правильно установив обстоятельства имеющие значение для дела, пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого административным истом решения административного ответчика, поскольку представленная на утверждение схема не соответствует землеустроительной документации.
Ссылка административного истца на положения Федерального закона от 15 апреля 1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (утратившего силу с 1 января 2019г.) регламентирующих льготный порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, на правильность выводов судов не влияет, поскольку возможность образования земельного участка и предоставление его для осуществления указанной административным истцом деятельности определяется градостроительным регламентом территориальной зоны, установленным в Правилах землепользования и застройки города Севастополя. В рассматриваемом случае, вид разрешенного использования земельного участка "для ведения садоводства" в зонах Пи/К/-/10 и Ж-2.1/К/-/9 не предусмотрен, что исключает образование земельного участка для этих целей вне зависимости от наличия у административного истца льгот.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 7 сентября 2023г. и апелляционнон определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда 23 января 2024г. оставить без изменения, кассационную ТСН "СНТ "Дачный" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.