Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5, судей ФИО3, ФИО4
рассмотрела кассационную жалобу ФИО1 на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению "адрес" и ФИО1 к администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, заместителю главы администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района ФИО7, начальнику отдела земельных отношений администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района ФИО6 об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" (далее также - товарищество) и ФИО1 обратились в Туапсинский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просили: признать незаконным решение администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 31 августа 2023 года N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование по основанию необходимости образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, а не со схемой его расположения на кадастровом плане территории; возложить на административных ответчиков обязанность незамедлительно после вступления в законную силу решения суда согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 6990 кв. м, в соответствии с представленной в суд схемой расположения земельного участка, подготовленной товариществом на онлайн-платформе Росреестра.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 ноября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 апреля 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Податель кассационной жалобы обращает внимание на то, что испрашиваемый земельный участок только предстоит образовать, и проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок, не утвержден. Судами не принято во внимание, что товарищество не является правообладателем спорного земельного участка и в отсутствие распорядительного акта администрации о предоставлении земли не вправе выступать заказчиком проектной документации (проекта межевания) для раздела испрашиваемого (исходного) участка на земельные участки общего и индивидуального назначения.
Определением судьи от 14 мая 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы администрация Новомихайловского городского поселения Туапсинского района выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, ФИО1 представил письменные пояснения к поданной кассационной жалобе. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно с материалов дела, 28 августа 2023 года заместитель председателя "адрес" ФИО1 обратился в администрацию с письмом N о предварительном согласовании приобретения товариществом земельного участка, сформированного из земель государственной собственности, на которые собственность не разграничена, на праве безвозмездного пользования сроком до пяти лет, площадью 6990 кв. м, без проведения торгов, для последующей постановки на государственный кадастровый учет и подготовки проекта межевания территории садоводства, в целях ведения гражданами садоводства для собственных нужд и определения земель общего назначения.
Письмом администрации от 31 августа 2023 года N на основании статьи 39.15 ЗК РФ заместителю председателя "адрес" ФИО1 в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка отказано.
Отказ мотивирован тем, что в силу части 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах территории садоводства, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 217-ФЗ образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, и согласно части 3 статьи 4.1 приведенного Закона местоположение границ территории садоводства определяется проектом межевания территории.
"адрес" и ФИО1, полагая, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, обратились в суд с административным иском.
Статья 39.15 ЗК РФ регламентирует предварительное согласование предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 упомянутого Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 217-ФЗ.
Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, регулируются статьей 23 Закона N 217-ФЗ.
Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что образование садовых земельных участков и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В целях образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона N 217-ФЗ в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения.
В границы территории садоводства или огородничества при подготовке проекта межевания территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 упомянутого Закона, включаются: 1) садовые или огородные земельные участки, находящиеся в собственности учредителей товарищества; 2) земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, площадь которых не может быть более 25% суммарной площади земельных участков, указанных в пункте 1 данной части (часть 5 статьи 4.1 Закона N 217-ФЗ).
Образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (часть 1 статьи 24 Закона N 217-ФЗ).
Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества (часть 4 статьи 24 Закона N 217-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции исходил из того, что административному истцу при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка необходимо было предоставить утвержденный проект межевания территории, в соответствии с которым, в силу части 1 статьи 24 Закона N 217-ФЗ, осуществляется образование земельных участков общего назначения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с данными выводами, отметил, что постановлением администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 15 августа 2023 года N 517 отменено постановление администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района от 29 сентября 2021 года N 613 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование "адрес"", расположенного по адресу "адрес" и последующие постановления от 15 декабря 2021 года N 796, от 3 июля 2023 года N 417 о внесении изменений в постановление от 29 сентября 2021 года N 613.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ФИО1 об отсутствии необходимости предоставления утвержденного проекта межевания, судебная коллегия указала на их противоречие подпункту 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ и пункту 4 статьи 39.10 ЗК РФ.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на другую оценку обстоятельств по делу, в то время как переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.