Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Мальмановой Э.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгограда, поступившую в суд первой инстанции 2 мая 2024 года, на решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района города Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя заинтересованного лица ООО "Ситиматик-Волгоград" - Каргиной И.В, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Краснооктябрьского района Волгограда обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, просил суд признать незаконным бездействие администрации Волгограда по непринятию мер, направленных на:
ликвидацию свалок несанкционированных бытовых отходов, состоящей из бывшей в употреблении мебели, обрезанных веток деревьев, пластиковой тары, строительного мусора и иных непригодных для эксплуатации вещей, расположенных по адресу: город Волгоград, пересечение улицы Ломоносова и улицы Туристов общим объемом 10 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Хользунова и улицы Коммунаров общим объемом 200 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Менделеева и улицы Правды общим объемом 5 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Хрустальная и улицы Кузбасская общим объемом 300 куб. м.;
обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес", твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Просил обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия, направленные на:
ликвидацию свалок несанкционированных бытовых отходов, состоящей из бывшей в употреблении мебели, обрезанных веток деревьев, пластиковой тары, строительного мусора и иных непригодных для эксплуатации вещей, расположенных по адресу: город Волгоград, пересечение улицы Ломоносова и улицы Туристов общим объемом 10 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Хользунова и улицы Коммунаров общим объемом 200 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Менделеева и улицы Правды общим объемом 5 куб. м.; город Волгоград, пересечение улицы Хрустальная и улицы Кузбасская общим объемом 300 куб. м.;
обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: город Волгоград, пересечение улицы Хользунова и улицы Коммунаров; город Волгоград, улица Мичурина дои N 46, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Решением Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 июля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации Волгограда просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняли участие представитель ООО "Ситиматик-Волгоград" Каргинв И.В, доводам кассационной жалобы возражала, просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращении с отходами производства и потребления.
Согласно актам от 11 июля 2023 года имеются скопления несанкционированных отходов: на пересечении улица Ломоносова и улицы Туристов Краснооктябрьского района имеется общим объемом 10 куб. м.; на пересечении улицы Хользунова и улицы Коммунаров общим объемом 200 куб.м.; на пересечении улицы Менделеева и улицы Правды общим объемом 5 куб.м.; на пересечении улицы Хрустальная и улицы Кузбасская общим объемом 300 куб.м.
Кроме того контейнерные площадки на пересечении улицы Хользунова и улицы Коммунаров; по улице Мичурина дом N46, не оборудованы надлежащим образом, а именно не имеют подъездного пути, твердого (асфальтового бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, территория указанной контейнерной площадки не ограждена.
На земельном участке общего пользования по адресу: г. Волгоград, улица Ломоносова и улица Туристов, внесенном в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов под N252, имеется скопление растительных отходов производства и потребления и шин. Вывоз отходов с указанной контейнерной площадки осуществляется тарным способом. Кроме того контейнерная площадка по улице Мичурина дом N46, внесенная в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов под N239 не имеет твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых дождевых, сточных вод, подъездного пути, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. График вывоза отходов на указанной контейнерной площадке отсутствует.
На прилегающей территории к контейнерным площадкам, расположенным по улице Хользунова и улице Коммунаров (N275 в реестре мест (площадок) накопления ТКО), по улице Менделеева и улице Правды, (N284 в реестре мест (площадок) накопления ТКО) не организована уборка растительных отходов, строительного мусора и др, в связи с чем образовалась свалка отходов производства и потребления.
Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки и осмотра территории от 24 и 25 мая 2023 года и приложенными к актам фототаблицами, а также дополнительными актами от 11 июля 2023 года.
Прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда в адрес администрации Краснооктябрьского района Волгограда внесены представления от 13 апреля 2023 года N7-37-2023 об устранении нарушений действующего законодательства в части организации уборки растительных отходов и строительного мусора, а также обустройстве контейнерных площадок.
Согласно ответу администрации Краснооктябрьского района Волгограда от 23мая 2023 г. N2227 ввиду большого объема работ по уборке контейнерных площадок и прилегающих территорий, работы по зачистке будут выполнены МБУ "ЖКХ Краснооктябрьского района Волгограда" в течение 2023 года. Оборудование контейнерных площадок будет проведено при доведении необходимого финансирования.
Удовлетворяя административные исковые требования в части признания незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер, направленных на обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: город Волгоград, пересечение улицы Хользунова и улицы Коммунаров; город Волгоград, улица Мичурина дом N 46 и возложения обязанности по устранению выявленных нарушений, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что на стороне административного ответчика администрации Волгограда имеет место незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от выполнения требований Федерального закона N89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N1039, что в свою очередь, нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов в указанной части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в пункте 3 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы... ") (Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г. N62297), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
В соответствии с разделом 8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, подлежащие соблюдению также и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
На основании раздела 2 вышеуказанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с изложенным суды пришли к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований в части необходимости приведения на указанной прокурором территории контейнерной площадки в соответствие с требованиями действующего законодательства
Между тем имеются обстоятельства для отмены обжалуемых решений в части удовлетворении административных исковых требований о признании бездействие администрации Волгограда по непринятию мер, направленных на ликвидацию свалок несанкционированных бытовых отходов и возложении обязанности по ликвидации свалок, по следующим основаниям.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным федеральным законом (пункт 2).
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Кроме того, названный федеральный закон допускает возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленных этим же федеральным законом, в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть путём принятия закона субъекта Российской Федерации (статья 8.1).
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 постановления от 30 мая 2023 года N 27-П разъяснил, что система обращения с отходами в Российской Федерации построена на взаимодействии и участии в ней всех трёх уровней публичной власти. В то же время приведённое выше правовое регулирование чётко не определяет принадлежность и объём полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности. Соответственно, на органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 октября 2015 года N 26-П, в системе действующего регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учёта характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридических и физических лиц как на субъектов природопользования.
Органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральными законами, участвовать в осуществлении государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также решать вопросы, отнесённые к компетенции органов государственной власти, за счёт доходов местных бюджетов; не допускается и возложение на них обязанности по финансированию расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти или органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.
В постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что по общему правилу принятие мер, направленных на ликвидацию несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещённых неустановленными лицами на относящихся к землям лесного фонда лесных участках, расположенных на территории муниципального района, должно обеспечиваться уполномоченными исполнительными органами государственной власти, а участие в данных отношениях органов местного самоуправления предполагает чёткое законодательное регулирование возложенных на них полномочий, не расходящихся по своему характеру с природой местного самоуправления и соразмерно обеспечиваемых из соответствующих финансовых источников в целях покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации сохраняют свою силу и являются общеобязательными, подлежат учёту всеми правоприменителями, включая суды. Причём эти правовые позиции не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда: в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение и в иных случаях неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 720-О и от 27 февраля 2018 года N 559-0).
Кроме того, в постановлении от 30 мая 2023 года N 27-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счёт средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объём софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование.
С учётом изложенного судебные акты нижестоящих судов в части возложения на администрацию города Волгограда обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не соответствуют законодательству и вышеприведенным позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
С учётом характера допущенных судами существенных нарушений норм процессуального и материального права принятые ими судебные акты в указанной части подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в данной части в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда по непринятию мер, направленных на ликвидацию свалок несанкционированных бытовых отходов и возложении обязанности по их ликвидации - отменить.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 2 ноября 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 3 июля 2024 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЭ.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.