Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО7, судей ФИО3, ФИО4
рассмотрела кассационную жалобу инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года, которым отменено решение Первомайского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Первомайский районный суд Республики Крым с административным иском, в котором с учетом уточненных требований просил признать действия административного ответчика незаконными и возложить на административного ответчика обязанность исчислять течение срока лишения права управления транспортными средствами с момента сдачи удостоверения тракториста в ОГИБДД по Симферопольскому району, а именно с 25 мая 2021 года.
Требования мотивированы тем, что 22 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым (дело N) ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа размере 30 000 рублей, а также с лишением права управления транспортными средствами на срок 18 месяцев. Постановление суда вступило в законную силу 25 мая 2021 года. В целях исполнения наказания в виде лишения права управления транспортными средствами 18 мая 2021 года административный истец сдал в ОГИБДД ОМВД России по "адрес" удостоверение тракториста-машиниста, о чем внесена соответствующая информация в программный комплекс "ФИС ГИБДД-М". После истечении срока исполнения дополнительного вида наказания, при обращении в инспекцию по вопросу получения удостоверения тракториста-машиниста ему было отказано в его возврате, поскольку срок лишения права управления транспортными средствами истекает 17 июля 2024 года и начал исчисляться с момента получения инспекцией Гостехнадзора Республики Крым удостоверения тракториста-машиниста, то есть с 17 января 2023 года. Заявитель считает данное решение незаконным, нарушающим его права.
Решением Первомайского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года административный иск ФИО1 удовлетворен. Действия инспекции Гостехнадзора Республики Крым за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым в части исчисления начала срока лишения права ФИО1 транспортными средствами с 17 января 2023 года признаны незаконными. На инспекцию Гостехнадзора Республики Крым возложена обязанность внести изменения в начало исчисления срока лишения права ФИО1 транспортными средствами, согласно постановлению мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 22 апреля 2021 года по делу N с 17 января 2023 года на 25 мая 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года решение Первомайского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным решение инспекции Гостехнадзора Республики Крым от 16 мая 2023 года об отказе в предоставлении услуги. На инспекцию Гостехнадзора Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 15 мая 2023 года о выдаче удостоверения тракториста-машиниста. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 апреля 2024 года, инспекция Гостехнадзора Республики Крым ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года. Заявитель обращает внимание на то, что ФИО1 сдал удостоверение тракториста-машиниста в ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району, не относящееся к органу, исполняющему этот вид административного наказания. Считает, что ФИО1 был нарушен порядок исполнения постановления о лишении права управления, предусмотренный частью 1.1 статьи 32.7 КоАП РФ, и требования постановления исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 76 Симферопольского судебного района - мирового судьи судебного участка N 15 Симферопольского судебного района Республики Крым от 22 апреля 2021 года.
Определением судьи от 20 мая 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Частью 2 статьи 32.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
Исходя из части 1 статьи 32.6 КоАП РФ исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники осуществляется путем изъятия и хранения в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен права управления всеми видами транспортных средств, судов (в том числе маломерных) и другой техники.
В силу частей 1 и 1.1 статьи 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 приведенного Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
Согласно части 2 статьи 32.7 КоАП РФ, в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 172 утверждено Положение об инспекции Гостехнадзора Республики Крым (далее - Положение).
Инспекция Гостехнадзора Республики Крым является исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на осуществление на территории Республики Крым регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (пункт 1.1 Положения).
Согласно подпункту 2.1.5 пункта 2.1 Положения одними из основных задач и функций Инспекции являются: осуществление приема экзаменов на право управления самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста).
Исходя из пункта 3.1 Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами реализует следующие полномочия: выдает удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) (подпункт 3.1.6); осуществляет изъятие удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) в случаях, предусмотренных действующим законодательством (подпункт 3.1.8).
Приказом инспекции Гостехнадзора Республики Крым от 12 апреля 2022 года N 37/ОД утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги Инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым "Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.4 Административного регламента удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), временное удостоверение на право управления самоходными машинами выдается после сдачи экзаменов в Инспекции в порядке, установленном Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796, названным Административным регламентом.
Исходя из пункта 9.3 Административного регламента возврат удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) лицу до истечения 12 месяцев после окончания срока лишения: предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, производится на основании документов, указанных в подпунктах 1 - 3, 8, 9 пункта 9.1 упомянутого Административного регламента, а также документов, подтверждающих уплату в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения (могут быть представлены по собственной инициативе).
Аналогичные положения содержит пункт 44 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 796.
В силу пункта 6 Административного регламента одним из результатов предоставления государственной услуги является: выдача Заявителям письменного отказа Инспекции в допуске к экзаменам (теоретическому и (или) практическому) или выдаче (замене, возврате) удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), выдаче временного удостоверения на право управления самоходными машинами с возвратом представленных документов.
В соответствии с подпунктов 2 пункта 13.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие сведений о лишении гражданина права управления транспортными средствами, в случае если срок лишения права управления транспортными средствами не истек.
Из материалов дела видно, что 15 мая 2023 года ФИО1 обратился в инспекцию Гостехнадзора Республики Крым с заявлением о выдаче удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) в связи с лишением управления транспортными средствами.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении услуги со ссылкой на часть 2 статьи 32.7 КоАП РФ и указанием на то, что срок окончания лишения права управления транспортными средствами - 17 июля 2024 года.
Также судом установлено, что 22 апреля 2021 года мировым судом судебного участка N 76 Симферопольского судебного района Республики Крым ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев (дело N).
Постановление суда вступило в законную силу 25 мая 2021 года.
18 мая 2021 года ФИО1 сдал в ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району удостоверение тракториста-машиниста серии СК271860, которое было принято инспектором по ИАЗ ИГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району капитаном полиции ФИО5, что подтверждается соответствующей отметкой, сделанной на сопроводительном письме.
Вышеуказанная информация также была внесена в программный комплекс "ФИС ГИБДД-М".
Из материала об административном правонарушении N установлено, что копия постановления от 22 апреля 2021 года с отметкой о вступлении в законную силу была также направлена для исполнения в ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району 24 мая 2021 года.
В последующем судом дважды (23 сентября 2021 года, 24 июня 2022 года) направлялись напоминания в адрес ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району относительно необходимости уведомления суда об исполнении постановления от 22 апреля 2021 года.
17 января 2023 года в инспекцию Гостехнадзора Республики Крым поступило письмо из ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району о направлении удостоверения тракториста-машиниста серии "адрес", выданного 28 июня 2018 года на имя ФИО1, а также копия постановления от 22 апреля 2021 года по делу N.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и учитывая, что 18 мая 2021 года, то есть до вступления постановления мирового судьи в законную силу, ФИО1 сдал удостоверение тракториста-машиниста, и оно было принято у него уполномоченным должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району, а также то, что согласно материалам дела об административном правонарушении N копия постановления от 22 апреля 2021 года в части лишения права управления транспортными средствами также была направлена для исполнения в ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району, пришел к выводу, что со стороны административного истца не усматривается признаков уклонения от исполнения судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с такими выводами суда, указав, что оснований для применения правил исчисления срока лишения социального права, предусмотренных частью 2 статьи 32.7 КоАП РФ не имеется. При этом действия должностных лиц ГИБДД в части принятия от ФИО1 удостоверения тракториста-машиниста 18 мая 2021 года и направления его в адрес инспекции Гостехнадзора Республики Крым только 12 января 2023 года также свидетельствуют об отсутствии уклонения административного истца от сдачи удостоверения.
С учетом требований части 1 статьи 32.7 КоАП РФ течение срока лишения административного истца права управления транспортным средством подлежит исчислению со дня вступления постановления мирового судьи от 22 апреля 2021 года в законную силу.
Согласно отметке суда на постановлении о привлечении ФИО1 к административной ответственности от 22 апреля 2021 года указанный судебный акт вступил в законную силу 25 мая 2021 года.
Таким образом, срок лишения права управления транспортными средствами подлежит исчислению с 25 мая 2021 года.
Принимая во внимание изложенное, административный ответчик принял решение об отказе в предоставлении услуги от 16 мая 2023 года, исчислив срок окончания лишения права управления транспортными средствами с 17 июля 2024 года, без учета установленных выше обстоятельств исполнения ФИО1 и должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Симферопольскому району постановления мирового судьи.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым исходила из того, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно установилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, однако неправильно применил нормы процессуального права.
Так, приходя к выводу об удовлетворении административного иска, суд первой инстанции признал незаконными действия инспекции Гостехнадзора Республики Крым в части исчисления начала срока лишения права ФИО1 транспортными средствами с 17 января 2023 года, с возложением в порядке статьи 227 КАС РФ обязанности на административного ответчика внести изменения в начало исчисления срока лишения права ФИО6 транспортными средствами, согласно постановлению мирового судьи судебного участка N76 Симферопольского судебного района Республики Крым от 22 апреля 2021 года по делу N с 17 января 2023 года на 25 мая 2021 года.
Между тем судом не было учтено, что административный истец, указывая на незаконность действий инспекции Гостехнадзора Республики Крым при исчислении сроков лишения права управления транспортными средствами, фактически оспаривает решение административного ответчика об отказе в предоставлении услуги, принятое по результатам рассмотрения его заявления о выдаче удостоверения от 15 мая 2023 года.
Ссылка на указанные обстоятельства имеется в административном иске при изложении оснований и доводов, посредствам которых административный истец обосновывал свои требования. Избранный судом первой инстанции способ защиты нарушенного права ФИО1 не приведет к устранению нарушения с учетом подачи им заявления о выдаче удостоверения и наличием отказа в предоставлении соответствующей услуги, с законностью которого он не согласен.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно разъяснениям абзаца 4 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд вправе ограничиться возложением обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, с учетом приведенных норм права, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФИО1 был нарушен порядок исполнения постановления о лишении права управления, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание для отмены обжалуемого судебного акта.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 11 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.