Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО5, судей ФИО2, ФИО3
рассмотрела кассационную жалобу ГУ МВД России по Краснодарскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2023 года, которым отменено решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, МВД России об оспаривании решения об отказе в предоставлении временного убежища.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным решение ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 3 апреля 2023 года об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации и решение о рассмотрении жалобы ГУВМ МВД России от 2 июня 2023 года; возложить на ГУ МВД России по Краснодарскому краю в лице Управления по вопросам миграции обязанность рассмотреть заявление гражданина Афганистана ФИО6 о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации повторно, с учетом мнения по данному делу Представительства Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является гражданином Исламской Республики Афганистан. 3 апреля 2023 года ему было отказано в признании беженцем с предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации. Считает данное решение незаконным, поскольку территория Исламской Республики Афганистан находится под контролем организации "Талибан", признанной в мире террористической организацией, не являющейся субъектом международного права. Данная организация не признает нормы международного права, подвергает казням бывших государственных служащих и членов их семей. Ввиду того, что отец административного истца занимал должность судьи Верховного суда Республики Афганистан при правлении президентов, которые вели борьбу с движением "Талибан", признанным в Российской Федерации террористической организацией, сам административный истец с 2013 года работал в налоговом управлении Министерства финансов Республики Афганистан, возвращение ФИО6 в Исламскую Республику Афганистан несет угрозу его жизни.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2023 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 мая 2024 года, ГУ МВД России по Краснодарскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2023 года и оставлении в силе решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года. Заявитель ссылается на то, что заявление административного истца о предоставлении временного убежища и его анкета рассмотрены ГУ МВД России по Краснодарскому краю в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1). Обращает внимание на то, что никаких конкретных фактов преследования в отношении себя или документов, подтверждающих указанные обстоятельства в анкете, ФИО6 не представил. Считает, что административный истец не желает возвращаться в Афганистан исключительно из-за намерения постоянно проживать в России.
Определением судьи от 23 мая 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
ФИО6 в заседание суда кассационной инстанции не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО4, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, ФИО6, N года рождения, является гражданином Исламской Республики Афганистан, имеет паспорт Исламской Республики Афганистан от 5 сентября 2019 года N N действия до 5 сентября 2029 года.
ФИО6 получил визу Российской Федерации на период с 16 ноября 2022 года по 7 февраля 2023 года.
31 января 2023 года ФИО6 подал заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
3 апреля 2023 года заместитель начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю утвердил решение об отказе административному истцу в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ввиду отсутствия предусмотренных Законом N 4528-1 оснований.
В письме от 4 апреля 2023 года N ГУ МВД России по Краснодарскому краю сообщило ФИО6 об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
17 мая 2023 года ФИО6 подал жалобу на постановление ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 3 апреля 2023 года, однако решением административного ответчика от 2 июня 2023 года оспариваемое решение признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.
Закон N 4528-1 определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В статье 1 данного Закона под временным убежищем понимается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Закона N 4528-1, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 4528-1 решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что суду не предоставлены доказательства преследования административного истца со стороны государства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился, указав, что при принятии оспариваемого решения об отказе в предоставлении временного убежища административным ответчиком не были исследованы все жизненные обстоятельства, указанные административным истцом, и доводы ФИО6 о реальной угрозе в стране гражданской принадлежности по политическим мотивам со стороны властей, административным ответчиком не учтены.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает позицию суда первой инстанции законной и обоснованной исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерством внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 (далее - Порядок), решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
При этом из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П следует, что по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Закона N 4528-1, является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в материалы дела не представлены доказательства того, что ФИО6, являясь гражданином Исламской Республики Афганистан, может стать жертвой преследований со стороны указанного государства по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, а также не может пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности.
В пунктах 18, 19, 20 анкеты лица, ходатайствующего о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, ФИО6 указал, что не разыскивается полицией или другими правоохранительными органами; не был вовлечен в инциденты с применением насилия; не подвергался уголовному преследованию. Согласно пункту 44 анкеты в политических, религиозных и общественных организациях не состоит. Также, заявитель указал, что он не испытывает проблем со здоровьем.
Таким образом, убедительных доводов в обоснование своего заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ФИО8. не привел, доводы кассационной жалобы о законности решения ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 3 апреля 2023года и решения ГУВМ МВД России от 2 июня 2023 года нашли свое подтверждение.
Более того, суд кассационной инстанции при рассмотрении административного дела также учитывает, что сведения предоставленные представителем ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО4 о том, что 12 апреля 2024 года ФИО6 обратился к административному ответчику с заявлением о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, а 24 апреля 2024 года - выехал за пределы Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что доводы кассационной жалобы нашли свое подтверждение, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 декабря 2023 года отменить, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 сентября 2023 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 12 июля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.