Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Раптановой М.А.
судей Аняновой О.П, Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирновой Ларисы Петровны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 4 по г. Краснодару к Смирновой Ларисе Петровне о взыскании недоимки по налогам.
Заслушав доклад судьи Раптановой М.А, объяснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 4 по г. Краснодару обратилась в суд с административным исковым заявлением к Смирновой Л.П. о взыскании налоговой задолженности в общем размере 2 230 537 рублей 65 коп, из которых недоимка по земельному налогу составляет 2 225 922 рубля 57 коп, пени - 4 615 рублей 08 коп.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 апреля 20243 года, требования административного иска удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Смирнова Л.П. ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о соблюдении налоговым органом срока и порядка взыскания задолженности, поскольку налоговое уведомление об уплате земельного налога не направлялось. Кроме того, полагает, что судом апелляционной инстанции не проверена правильность приведенного налоговым органом расчета налога и пени, не дана надлежащая оценка основаниям освобождения административного ответчика от уплаты налога.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 мая 2024 года, определением судьи кассационного суда от 3 июня 2024 года передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В письменных возражениях представители ИФНС России N 4 по г. Краснодару и ИФНС России N 2 по г. Краснодару просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения, указав на их законность и обоснованность.
Явившийся в судебное заседание представитель административного ответчика Смирновой Л.П. по доверенности Белянин В.Н. доводы кассационной жалобы поддержал, просил судебные акты отменить, принять новый судебный акт об оставлении административного иска без рассмотрения или об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель административного истца ИФНС России N 4 по г. Краснодару Семибратов И.И, представитель заинтересованного лица ИФНС России N 2 по г. Краснодару Бундюк О.Н. просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, рассматривая дело в пределах ее доводов, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, для отмены состоявшихся судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке.
Согласно частям 2, 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами нижестоящих инстанций не допущено.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные требования содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 52 НК РФ (здесь и далее положения налогового законодательства применяются в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (пункт 4 статьи 85 НК РФ).
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу положений статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, Смирнова Л.П. согласно поступившим из регистрационного органа сведениям с 20 ноября 2011 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес" с видом разрешенного использования - строительство и эксплуатация предприятий оптовой и мелкооптовой торговли, кадастровая стоимость в юридически значимый период по состоянию на 1 января 2016 года, 1 января 2017 года которого составляла 124 232 671 рубль.
На основании имеющихся у налогового органа сведений налогоплательщику Смирновой Л.П, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 124 232 671 рубль и ставки земельного налога 0, 1%, был исчислен земельный налог за 2016 год в сумме 124 233 рубля; за 2017 год в сумме 1 624 075 рублей, исходя из кадастровой стоимости 124 232 671 рубль и ставки земельного налога 1, 427 %, и сформированы налоговые уведомления NN 13344426, 28733557
При этом, налоговым органом при исчислении налога за указанные периоды была ошибочно применена льгота (100 %) к исчисленной сумме налога, в результате чего сумма налога к уплате за 2016 - 2017 годы составила 0 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 НК РФ, в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В виду вышеизложенного, с учетом того, что сумма исчисленного к уплате налога составила 0 рублей, налоговые уведомления в адрес Смирновой Л.П. не направлялись.
Между тем, в последующем при выявлении технической ошибки в части отражения данных, несоответствующих разрешенному использованию принадлежащего Смирновой Л.П. земельного участка, налоговым органом было установлено, что при исчислении земельного налога за 2016 год ошибочно применена ставка налога 0, 1% вместо 1, 036 %, установленная пункте 2 Решения городской Думы Краснодара от 24 ноября 2005 года N 3 (в редакции, действующей в 2016 году) для земельных участков с видом разрешенного использования для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
На основании указанного налоговым органом произведен перерасчет подлежащего уплате Смирновой Л.П. земельного налога, сформировано налоговое уведомление N 608072 от 25 декабря 2018 года об уплате земельного налога за 2016 год в сумме 1 287 050 рублей и за 2017 год в сумме 1 624 075 рублей, срок уплаты налога установлен до 12 апреля 2018 года.
При исчислении налога инспекцией учтены положения действующего налогового законодательства, уточняющие сведения о разрешенном виде использования земельного участка, а также в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ предоставлен 10 422 204 вычет на не облагаемую налогом сумму, уменьшив налоговую базу при исчислении налога за 2017 год на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка.
Перерасчет произведен налоговым органом за два налоговых периода (2016 год, 2017 год), предшествующих календарному году направления налогового уведомления, что не противоречит изложенному в абзаце 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ.
В силу положений пункта 2 статьи 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, Смирнова Л.П. является пользователем интернет-сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" с 19 октября 2015 года, в связи с чем налоговое уведомление от 25 декабря 2018 года N 608072 размещено в день его формирования в личном кабинете налогоплательщика Смирновой Л.П. и получено ею 25 декабря 2018 года.
Поскольку сведений о подаче Смирновой Л.П. заявления об отказе от получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не имеется, то направление налогового уведомления через личный кабинет налогоплательщика является правомерным.
Указанное налоговое уведомление было обжаловано Смирновой Л.П. в порядке статьей 137 НК РФ в УФНС России по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом принято решение об отказе в удовлетворении требований Смирновой Л.П. о признании незаконными действий инспекции по перерасчету земельного налога за 2016, 2017 годы. Решение УФНС России по Краснодарскому краю Смирновой Л.П. в установленном законом порядке не обжаловалось.
В соответствии с положениями статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неуплатой налога в установленный в налоговом уведомлении срок, налоговым органом в соответствии со статьей 75 НК РФ была исчислена пеня и выставлено требование N90021 от 24 апреля 2019 года об уплате земельного налога и пени в срок до 14 мая 2019 года.
Вместе с этим, на основании поступивших в налоговый орган из ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю сведений было установлено, что Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - Приказ N 2640) утверждена новая кадастровая стоимость принадлежащего Смирновой Л.П. земельного участка с кадастровым номером 23:43:0129001:8812 в размере 72 797 919 рублей 36 коп. Кадастровая оценка, утвержденная Приказом N 2640, проведена на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 октября 2015 года N 1327 в соответствии со статьей 24.12 Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу положений статьи 24.20 Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку иное не предусмотрено этой статьей.
Учитывая, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка в размере 72 797 919 рублей 36 коп. внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 февраля 2017 года, а Приказ N 2640 вступил в законную силу 16 декабря 2016 года, внесенные об изменении кадастровой стоимости земельного участка сведения подлежат применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, то есть с 1 января 2017 год, что существенно улучшает положение налогоплательщика.
В этой связи инспекцией ранее исчисленный земельный налог за 2017 год в сформированном 25 декабря 2018 года налоговом уведомлении N 608072 в сумме 1 624 075 рублей был пересчитан 12 июля 219 года в сторону его уменьшения на сумму 672 399 рублей, и исходя из этого, а также предоставленного в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ вычета на сумму 6 107 208 рублей и частичной оплаты в сумме 12 803 рубля 43 коп, земельный налог начислен в сумме 951 676 рублей.
На основании указанного налоговым органом административному ответчику посредством почтовой связи заказной почтовой корреспонденцией направлено сообщение N 21-25/64486 от 30 октября 2019 года об уточнении в сторону уменьшения земельного налога по требованию от 24 апреля 2019 года N 90021.
Установление нового срока исполнения обязанности по уплате налога при указанных обстоятельствах, в случае, когда налогоплательщику выставлено требование об уплате налога, Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает, что, в свою очередь, при уплате налога до получения сведений об уменьшении суммы налога не лишает возможности обращения налогоплательщика в соответствии с положениями статьи 78 НК РФ с заявлением о возрасте излишне уплаченного налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 48 НК РФ и части 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Поскольку земельный налог в установленный в требовании от 24 апреля 2019 года N 90021 Смирновой Л.П. уплачен не был, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Вынесенный мировым судьей судебного участка N 239 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара 22 июля 2019 года судебный приказ о взыскании со Смирновой Л.П. недоимки по уплате земельного налога за 2016-2017 годы отменен 26 сентября 2019 года, в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 9 октября 2019 года, из чего следует, что все предусмотренные законом процессуальные сроки для взыскания задолженности в принудительном порядке налоговым органом соблюдены.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговым органом направлялись административному ответчику налоговые уведомления и требование об уплате обязательных платежей и санкций, однако он не исполнил возложенную на него законом обязанность, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты образовавшейся задолженности, не имеется. Размер задолженности, представленный налоговым органом, подтвержден имеющимися в деле доказательствами. Порядок и срок принудительного взыскания налоговой задолженности налоговым органом соблюден.
Правильно применив положения статей 48, 52, 69, 70, 75, главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о взыскании обязательных платежей.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, соглашаясь с такими выводами судов, не находит оснований к отмене либо изменению судебных актов.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судами применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность их выводов о наличии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку они сделаны при правильно определенном характере правоотношений, возникшем между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 упомянутого Кодекса, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются следствием неправильного толкования норм материального права, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка. Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы ссылка суда первой инстанции на применение пункта 2.1 статьи 52 НК РФ при перерасчете земельного налога за налоговые периоды 2016-2017 гг. не свидетельствуют о незаконности судебных актов, на взыскиваемую сумму и правильность выводов об удовлетворении исковых требований данное обстоятельство не повлияло.
Повторяющиеся в кассационной жалобе доводы о нарушении налоговым органом установленной законом процедуры взыскания обязательных платежей получили надлежащую оценку суда апелляционной инстанции, как несостоятельные, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что судом первой инстанции задолженность взыскана на 105 677 рублей 80 коп. меньше, чем заявлено налоговой инспекцией в иске подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство свидетельствует об описке, допущенной судом, возможность устранения которой допускают положения статьи 184 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии ее автора с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены либо изменения судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену либо изменение судебных актов.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 30 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июля 2024 года.
Председательствующий Раптанова М.А.
Судьи Анянова О.П.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.