Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А. и Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ягъя С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Ягъя С.А, поступившей с делом 26 марта 2024 года, на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ягъя С.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее по тексту ОСФР по Республике Крым) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указала, что она 30 января 2020 года обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о назначении досрочной пенсии по старости. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 13 декабря 2022 года N Я-23053-00022/27285-22 истцу Ягъя С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом, период работы истца с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года - в должности медицинской сестры не был учтен ответчиком в стаж, без указания какой-либо причины. Истец указывает, что часть данного периода, а именно с 6 ноября 2002 года по 31 декабря 2014 года, подлежит зачислению в стаж в двойном размере, поскольку такой порядок подсчета предусматривался действовавшим в это время на территории Республики Крым законодательством Украины.
Кроме того, ответчик исключил из стажа истца нерабочие праздничные дни Республики Крым, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также не учел в льготный стаж период оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией.
Просила суд:
-решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым N Я-23053-00022/27285-22 от 13 декабря 2022 года об отказе Ягъя С.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости, признать незаконным и отменить;
-обязать ОСФР по Республике Крым включить в специальный стаж работы Ягъя С.А, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды:
-с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года в должности медицинской сестры ГБУЗ Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" в льготном исчислении в двойном размере (как один год работы за два);
-с 16 августа 2016 года по 30 сентября 2016 года в должности медицинской сестры отдела медобеспечения ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи";
-с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года в должности медицинской сестры скорой медицинской помощи ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой - медицинской помощи", в льготном исчислении как один день работы за два дня; на основании Постановления N 1191 (код особых условий труда "ВИРУС") следующие дни: 4 января 2020 года, 5 января 2020 года, 7 января 2020 года, 8 января 2020 года, 11 января 2020 года, 12 января 2020 года, 19 января 2020 года, 21 января 2020 года, 5 февраля 2020 года, 8 февраля 2020 года, 12 февраля 2020 года, 13 февраля 2020 года, 16 февраля 2020 года, 17 февраля 2020 года, 18 февраля 2020 года, 20 февраля 2020 года, 24 февраля 2020 года, 28 февраля 2020 года, 4 марта 2020 года, 8 марта 2020 года, 13 марта 2020 года, 6 марта 2020 года, 20 марта 2020 года, 21 марта 2020 года, 24 марта 2020 года, 28 марта 2020 года, 1 апреля 2020 года, 5 апреля 2020 года, 9 апреля 2020 года, 10 апреля 2020 года, 13 апреля 2020 года, 25 апреля 2020 года, 8 мая 2020 года, 12 мая 2020 года, 26 мая 2020 года 8 июля 2020 года, 11 июля 2020 года, 13 июля 2020 года, 15 июля 2020 года, 22 июля 2020 года, 30 июля 2020 года, 2 августа 2020 года, 3 августа 2020 года, 9 августа 2020 года, 14 августа 2020 года, 16 августа 2020 года, 17 августа 2020 года, 19 августа 2020 года, 30 августа 2020 года, 1 сентября 2020 года, 4 сентября 2020 года, 5 сентября 2020 года, 9 сентября 2020 года, 11 сентября 2020 года, 13 сентября 2020 года, 18 сентября 2020 года, 22 сентября 2020 года, 25 сентября 2020 года, 26 сентября 2020 года, 28 сентября 2020 года, 29 сентября 2020 года;
- с 3 сентября 1999 года по 31 октября 2002 года в должности медсестры кабинета инфекционных заболеваний в Гвардейской районной больнице Симферопольского района Республики Крым и с 1 октября 2016 года по 18 июля 2022 года в должности медицинской сестры скорой медицинской помощи Симферопольской станции "Скорой медицинской помощи" периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 22 октября 2001 года по 22 ноября 2001 года; с 17 октября 2005 года по 11 ноября 2005 года; с 26 апреля 2010 года по 26 мая 2010 года; с 7 сентября 2015 года по 2 ноября 2015 года; с 29 мая 2018 года по 27 июня 2018 года;
- с 18 марта 2015 года по 18 июля 2022 года - нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъекте Российской Федерации: 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 1 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 5 июля 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 5 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 4 сентября 2017 года, 12 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 20 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 8 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, 18 марта 2021 года, 14 мая 2021 года, 21 июня 2021 года, 20 июля 2021 года;
-назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган, с 18 июля 2022 года.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал ОСФР по Республике Крым включить в страховой стаж Ягъя С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 16 августа 2016 года по 30 сентября 2016 года. Суд обязал ОСФР по Республике Крым включить в страховой стаж Ягъя С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 22 октября 2001 года по 22 ноября 2001 года; с 17 октября 2005 года по 11 ноября 2005 года; с 26 апреля 2010 года по 26 мая 2010 года; с 7 сентября 2015 года по 2 ноября 2015 года; с 29 мая 2018 года по 27 июня 2018 года.
Суд обязал ОСФР по Республике Крым включить в страховой стаж Ягъя С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нерабочие (праздничные) дни, установленные в субъекте Российской Федерации: 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 1 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 5 июля 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 5 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 4 сентября 2017 года, 12 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 20 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 8 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, 18 марта 2021 года, 14 мая 2021 года, 21 июня 2021 года, 20 июля 2021 года.
Суд обязал ОСФР по Республике Крым включить в страховой стаж Ягъя С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в льготном исчислении, как один день работы за два дня, следующие дни: 4 января 2020 года, 5 января 2020 года, 7 января 2020 года, 8 января 2020 года, 11 января 2020 года, 12 января 2020 года, 19 января 2020 года, 21 января 2020 года, 5 февраля 2020 года, 8 февраля 2020 года, 12 февраля 2020 года, 13 февраля 2020 года, 16 февраля 2020 года, 17 февраля 2020 года, 18 февраля 2020 года, 20 февраля 2020 года, 24 февраля 2020 года, 28 февраля 2020 года, 4 марта 2020 года, 8 марта 2020 года, 13 марта 2020 года, 6 марта 2020 года, 20 марта 2020 года, 21 марта 2020 года, 24 марта 2020 года, 28 марта 2020 года, 1 апреля 2020 года, 5 апреля 2020 года, 9 апреля 2020 года, 10 апреля 2020 года, 13 апреля 2020 года, 25 апреля 2020 года, 8 мая 2020 года, 12 мая 2020 года, 26 мая 2020 года 8 июля 2020 года, 11 июля 2020 года, 13 июля 2020 года, 15 июля 2020 года, 22 июля 2020 года, 30 июля 2020 года, 2 августа 2020 года, 3 августа 2020 года, 9 августа 2020 года, 14 августа 2020 года, 16 августа 2020 года, 17 августа 2020 года, 19 августа 2020 года, 30 августа 2020 года, 1 сентября 2020 года, 4 сентября 2020 года, 5 сентября 2020 года, 9 сентября 2020 года, 11 сентября 2020 года, 13 сентября 2020 года, 18 сентября 2020 года, 22 сентября 2020 года, 25 сентября 2020 года, 26 сентября 2020 года, 28 сентября 2020 года, 29 сентября 2020 года.
В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 сентября 2023 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Ягья С.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периода работы с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года в должности медицинской сестры ГБУЗ Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" в льготном исчислении в двойном размере (как один год работы за два), о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с допущенными судебными инстанциями нарушениями норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая гласит, что внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из статей 1, частей 1, 2, 18, 54 (часть 1), статьи 55 (части 2, 3) и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Полагает, что факт необращения истца за назначением пенсии по выслуге лет в период действия на территории Республики Крым законодательства Украины, с учетом вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не может ограничивать право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
Истец Ягья С.А, представитель ответчика - ОСФР по Республике Крым, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ягья С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 июля 2022 года обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым (отдел установления пенсий с учетом специального стажа N 2) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым (отдел установления пенсий с учетом специального стажа N 2) от 23 ноября 2022 года N 256674/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, пенсионный орган указал, что в стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включен период работы с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года в календарном порядке, а также периоды работы с 3 сентября 1999 года по 31 октября 2002 года и с 1 октября 2016 года по 18 июля 2022 года в кратном исчислении, как один год и три месяца, за исключением следующих периодов:
- нахождения на курсах повышения квалификации с 22 октября 2001 года по 22 ноября 2001 года, с 17 октября 2005 года по 11 ноября 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 26 мая 2010 года, с 7 сентября 2015 года по 2 ноября 2015 года, с 29 мая 2018 года по 27 июня 2018 года, поскольку отсутствуют сведения о сохранении заработной платы;
- нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым: 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 1 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 5 июля 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 5 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 4 сентября 2017 года, 12 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 20 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 8 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, 18 марта 2021 года, 14 мая 2021 года, 21 июня 2021 года, 20 июля 2021 года.
Учтенный пенсионным органом стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, составил 20 лет 07 месяцев 01 день.
13 декабря 2022 года в ответе за N Я-23053-00022/27285-22 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым сообщило истцу о том, что в результате документальной проверки факта льготной работы, проведенной ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицине помощи" (акт N 440 от 26 марта 2020 года) установлено, что за период работы с 16 августа 2016 года по 30 сентября 2016 года - в должности медицинской сестры отдела медицинского обеспечения, ею не соблюдены условия выполнения непосредственно лечебной деятельности в течение полного рабочего дня. Таким образом, для учета в стаж на соответствующих видах работ периода работы с 16 августа 2016 года по 30 сентября 2016 года законных оснований нет, указанный период учтен в страховой стаж (общий). В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ягъя С.А. имеются сведения о периодах работы, указанных как дающие право на льготный порядок исчисления в соответствии с пунктом 2 Постановления N 1191 (код особых условий труда "ВИРУС"). При этом первичные документы, подтверждающие участие в оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19 и подозрением на COVID-19 не представлены. Для учета в льготный стаж периода работы с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года в кратном исчислении, законных оснований не имеется.
Вместе с тем, в специальный стаж учтены следующие периоды работы истца: с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года в календарном порядке; с 3 сентября 1999 года по 31 октября 2002 года, с 1 октября 2016 года по 18 июля 2022 года в кратном исчислении один год как год и три месяца. Исключены следующие периоды: курсы повышения квалификации с 22 октября 2001 года по 22 ноября 2001 года, с 17 октября 2005 года по 11 ноября 2005 года, с 26 апреля 2010 года по 26 мая 2010 года, с 7 сентября 2015 года по 2 ноября 2015 года, с 29 мая 2018 года по 27 июня 2018 года, с указанием о том, что отсутствуют сведения о сохранении заработной платы; отпуск по уходу за ребенком с 29 июля 2008 года по 10 апреля 2009 года, с 7 ноября 2011 года по 1 июня 2014 года, что не предусмотрено Правилами N 781 и Правилами N 516; отпуск без сохранения заработной платы 30 июня 2015 года, поскольку это не предусмотрено Правилами N 781 и Правилами N 516; нерабочие (праздничные) дни: 18 марта 2015 года, 13 апреля 2015 года, 1 июня 2015 года, 17 июля 2015 года, 24 сентября 2015 года, 18 марта 2016 года, 20 июня 2016 года, 5 июля 2016 года, 12 сентября 2016 года, 20 марта 2017 года, 17 апреля 2017 года, 5 июня 2017 года, 26 июня 2017 года, 4 сентября 2017 года, 12 марта 2018 года, 9 апреля 2018 года, 28 мая 2018 года, 15 июня 2018 года, 21 августа 2018 года, 18 марта 2019 года, 29 апреля 2019 года, 4 июня 2019 года, 17 июня 2019 года, 12 августа 2019 года, 18 марта 2020 года, 20 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 8 июня 2020 года, 31 июля 2020 года, 18 марта 2021 года, 14 мая 2021 года, 21 июня 2021 года, 20 июля 2021 года, поскольку включение таких периодов не предусмотрено Правилами N 781 и Правилами N 516, при этом указанные периоды учтены в страховой стаж (общий).
С учетом изложенного, пенсионным органом указано, что продолжительность стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, составила 20 лет 7 месяцев 1 день, при требуемом стаже в 30 лет.
Согласно трудовой книжке БН N 409658, заполненной 3 сентября 1999 года, на имя Ягъя С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за спорный период работы имеются следующие сведения: 3 сентября 1999 года - принята на должность медсестры кабинета инфекционных заболеваний в Гвардейскую райбольницу N 1 Симферопольского района (приказ N 679 от 3 сентября 1999 года); 31 октября 2002 года - уволена по собственному желанию (приказ N 823 от 31 октября 2002 года); 6 ноября 2002 года - принята на должность медицинской сестры в Детскую инфекционную клиническую больницу на период отпуска по уходу до трех лет основного работника (приказ N 414/к от 5 ноября 2002 года), на основании проведенной в больнице аттестации рабочих мест (приказ N 119 от 22 декабря 1999 года), должность медсестры согласно списку 2 раздел 24 имеет право на льготное пенсионное обеспечение и компенсации (приказ N 79 от 27 декабря 2004 года); 1 апреля 2004 года - переведена в штат больницы на постоянную работу в должности медсестры (приказ N 92 от 29 марта 2004 года); 27 декабря 2005 года - на основании Постановления СовМина АР Крым N 575 от 13 декабря 2005 года приказа МЗ АР Крым N 339 от 16 декабря 2005 года городская детская инфекционная клиническая больница переименована в Крымское Республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница", продолжает работать в должности медсестры (приказ N 79 от 27 декабря 2005 года); 2 января 2006 года - должность медицинской сестры переименована в должность сестры медицинской детского стационара (приказ N 5 от 3 января 2006 года); 25 декабря 2014 года - Крымское Республиканское учреждение "Детская инфекционная клиническая больница" переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (на основании распоряжения Совета министров Республики Крым N 1321-р от 9 декабря 2014 года); 1 января 2015 года должность сестры медицинской детского стационара переименована на
должность медицинской сестры палатной (приказ N 2 от 5 января 2015 года); 12 августа 2016 года уволена по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N 419-к от 12 августа 2016 года); 16 августа 2016 года - принята на должность медицинской сестры отдела медицинского обеспечения Симферопольской станции скорой медицинской помощи в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" (приказ N 1494-к от 16 августа 2016 года); 1 октября 2016 года - переведена на должность медицинской сестры скорой медицинской помощи Симферопольской станции скорой медицинской помощи (приказ N 1920-к от 30 сентября 2016 года); 2 октября 2018 года наименование должности "медицинская сестра скорой медицинской помощи" изменено на "медицинская сестра", работает по настоящее время (приказ N 1081-ЗП от 2 октября 2018 года).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Правил подсчета и подтверждения страхового стаж для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года, Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗКР/2014 "О праздничных и памятных датах в Республике Крым", пришел к выводу о включении периодов работы истца в специальный страховой стаж в должности медицинской сестры отдела медобеспечения ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи", в должности медицинской сестры скорой медицинской помощи ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" в льготном исчислении, курсы повышения квалификации, нерабочие (праздничные) дни, исходя из доказанности обстоятельств осуществления истцом лечебной деятельности в течение полного рабочего времени, в том числе при оказании помощи пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, выполнению нормы рабочего времени, которые в совокупности подтверждаются записями трудовой книжки истца, справками, выданными ГУЗ РК "Республиканская детская инфекционная клиническая
больница" от 24 апреля 2018 года и 8 декабря 2022 года, ГБУЗ РК "Симферопольская центральная районная клиническая больница" от 22 декабря 2021 года, ГБУЗ РК "Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи" от 22 июля 2022 года N 352-06 уточняющий период работы, занятость в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж периода работы с 6 ноября 2002 года по 12 августа 2016 года в должности медицинской сестры ГБУЗ Республики Крым "Республиканская детская инфекционная клиническая больница" в льготном исчислении, суд указал, что данный период трудовой деятельности имел место на территории Украины, согласно Закону Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года работники здравоохранения имели право на получение пенсии по выслуге лет, вместе с тем, истец Ягья С.А. не обращалась в уполномоченный орган Украины с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет до 1 января 2015 года, в настоящее время продолжает осуществлять трудовую деятельность в учреждении здравоохранения Республики Крым.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, согласилась с его выводами и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, приняты при соблюдении норм процессуального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федеральною значения Севастополя" размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости.
Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26 октября 2017 года N 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
В данном споре вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии впервые возник в 2022 году, в условиях действия российского пенсионного законодательства, которым предусмотрены и условия назначения пенсии и порядок ее назначения, и размер пенсии. Таким образом, правовых оснований для применения порядка исчисления специального (льготного) стажа, предусмотренного законом Украины, не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены ввиду их необоснованности.
Вопреки доводам жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами суда первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием норм материального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 18 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ягъя С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.