Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордеевой Ж.А, судей Капитанюк О.В, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования город Новороссийск о признании права на получение жилого помещения лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по кассационной жалобе ФИО2 в лице представителя - ФИО1
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года, заслушав доклад судьи Гордеевой Ж.А,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, администрации муниципального образования город Новороссийск о признании права на получение жилого помещения лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав в "данные изъяты", а отец умер - в "данные изъяты". Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс ему было отказано во включении в список, в связи с непредставлением вступившего в законную силу решения суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 30 мая 2023 года исковые требования удовлетворены.
Признано за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на обеспечение жилым помещением в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по категории "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
На Министерство труда и социального развития Краснодарского края возложена обязанность включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года вышеуказанный судебный акт отменен, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2, отказано.
В кассационной жалобе ФИО2 в лице представителя - ФИО1, просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, отраженных в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, произвольную переоценку судом апелляционной инстанции юридически значимых для дела обстоятельств, установленных судом первой инстанции
Письменных возражений по существу кассационной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили, ходатайств об отложении не поступало. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru. При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов кассационных жалоб.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", частями 1, 10 статьи 5 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" исходил из того, что истец не реализовал свое право на постановку на учет своевременно по причине юридической неграмотности, а также по причине того, что органы опеки города Иваново не обеспечили соблюдение его прав на получение жилья. В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований, поскольку право истца на получение жилого помещения реализовано не было и сохранилось до настоящего времени.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что они не обоснованы и не соответствуют требованиям закона, а также обстоятельствам дела. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия Четвертого кассационная суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции согласиться не может, находит его несостоятельным, основанным на неверном толковании установленных по делу юридически значимых обстоятельств.
В силу требований части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Доказательства, представленные сторонами, оцениваются судом во взаимосвязи с иными доказательствами, составляющими доказательственную базу с позиции положений гражданского процессуального законодательства. Определение относимости, допустимости доказательства, достаточность имеющихся по делу доказательств входят в компетенцию суда первой инстанции.
При отсутствии достаточных правовых оснований, в том числе нарушений норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не вправе вмешиваться в данную компетенцию и произвольно переоценивать доказательства и установленные по делу обстоятельства.
Рассматриваемое апелляционное определение названным требованиям не соответствует.
Отменяя решение суда первой инстанции, и приходя к выводу об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что на момент обращения в суд с иском в 2023 году истец достиг возраста 31 года. Истцом не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о бездействии органов опеки и попечительства в части постановки его на учет в качестве лица, нуждающимся в жилом помещении. Кроме этого, истец в установленном порядке с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет не обращался, правовых оснований для удовлетворения ее иска у суда первой инстанции не имелось. При этом суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия уважительных причин и обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Между тем, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческой найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексом, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов.
Судом первой инстанции на основе представленных доказательств достоверно установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец умер в 1995 году, мать лишена родительских прав в 2005 году.
Постановлением главы администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ N истец был определен в детский дом на полное государственное обеспечение, по адресу: "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы истец обучался и воспитывался в ФГБОУ "МЦО "Интердом им. ФИО5", где находился на полном государственном обеспечении, где был зарегистрирован по месту жительства: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 18 лет.
В период с 2013 года по 2017 год истец проходил очную форму обучения в ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет" по направлению подготовки бакалавриата "Социальная работа", где был зарегистрирован по месту жительства: "адрес", общежитие N.
ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 23 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ истец работает в МБОУ СОШ N им. ФИО6 МО "адрес" в должности социального педагога.
В настоящее время, истец проживает в съемном жилье и зарегистрирован по адресу: "адрес"-в, помещение "адрес"
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 октября 2022 года в Едином государственном реестре недвижимости в отношении истца информация отсутствует.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с пунктом 1 статьи 8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Краснодарского края регулируются Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", согласно положениям которого уполномоченные органы исполнительной власти Краснодарского края наделены полномочиями: по формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список) (статья 7).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (статья 10)
Таким образом, только с момента включения лица в списки на получение жилья у ответчика может возникнуть обязанность по предоставлению жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 г. N 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей данного федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).
Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (абзац первый пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, к моменту лишения родительских прав матери, истец не достиг 18-летнего возраста. Какое-либо жилье в его собственность не перешло и не сохранялось за ним, что свидетельствует и об отсутствии должного реагирования и контроля со стороны государственных институций в сфере контроля и пропорционального вмешательства в институт семьи. Относимых и допустимых доказательств того, что органы опеки и иные специализированные организации органа местного самоуправления до достижения истцом 23-летнего возраста, проявили какую-либо заинтересованность в вопросе его материальном обеспечении и обустройстве жизненного уклада, несмотря на закрепленную законодательно обязанность таковых, в материалы дела представлено не было. Сведений того, что истцу компетентным органом было разъяснено наличие у него соответствующего права, в материалы дела также не представлено. Несмотря на указанные обстоятельства у истца безусловно присутствовал интерес в его обеспечении единственным жильем.
Однако, судом апелляционной инстанции не дана оценка имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, что истец относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающейся в жилых помещениях, и, соответственно, не реализовал его, по состоянию на дату совершеннолетия или после указанной даты. Кроме этого, истец не реализовал это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года и имел право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список. При этом, недвижимого имущества на праве собственности у истца не имеет. Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в отношении истца данное обязательство не было исполнено.
Судом апелляционной инстанции дана неверная оценка бездействию органа опеки и попечительства, администрации муниципального образования ("адрес") и государственных институтов, выразившееся в отсутствии должного внимания к жизненной ситуации ребенка, оставшегося без родительской опеки, и фактически оставшегося на попечении образовательных учреждений, где он проходил обучение.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам истца о бездействии уполномоченных органов, в своем иске истец ссылалась на данные обстоятельства как уважительные, препятствующие ему своевременно реализовать право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из обстоятельств, имеющих значение для дела, придя к выводу, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам. Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста и достижение истцом возраста 31- года на момент подачи искового заявления, не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату его права на получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции противоречат закону и материалам дела.
Таким образом, не установив иных юридически значимых для дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции, допустив произвольную переоценку собранных доказательств, пришел к противоположному, нежели суд первой инстанции, решению.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального права и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения.
Поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно разрешилспор, правильно применил нормы материального и процессуального права, то судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить в силе на основании пункта 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 мая 2023 года.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Ж.А.Гордеева
Судьи
И.В. Комбарова
В.В.Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.