Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева Д.Н. к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Симферополю о признании незаконными и отмене результатов служебного расследования, приказов о наложении дисциплинарного взыскания и увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Королева Д.Н. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав заключение прокурора Давыдова А.А, считавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королев Д.Н. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым (далее также- МВД по Республике Крым), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Симферополю (далее также- УМВД России по г. Симферополю) о признании незаконными и отмене результатов служебного расследования, приказов о наложении дисциплинарного взыскания и увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула.
В обоснование исковых требований указано, что 29.10.2022 истец заключил контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 2 контракта на истца возложены обязанности по должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции N 2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю.
21.12.2022 Королёв Д.Н. направлен в командировку на учебу в Евпаторийский факультет Крымского филиала Краснодарского университета МВД России сроком на 146 календарных дней с 09.01.2023 по 03.06.2023 по программе "Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (не юридическое) образование, по должности "Полицейский".
С 18-00 час. 22.02.2023 до 07-45 час. 25.02.2023 Королёв Д.Н. находился в увольнении, и 25.02.2023 ему необходимо было прибыть на учебу, однако ввиду плохого самочувствия он не смог вовремя прибыть по месту обучения.
Утром 25.02.2023 к истцу по месту проживания прибыл начальник курса подполковник полиции Романько И.Е. и старшина факультета старший прапорщик полиции Шалаев Г.В. Указанные лица, якобы выявив у истца признаки алкогольного опьянения, предложили пройти медицинское освидетельствование. Считая такое предложение незаконным, истец отказался от прохождения медицинского освидетельствования. В этот же день истец прибыл на факультет и продолжил обучение.
Приказом МВД по Республике Крым от 10.03.2023 N 579-л/с командировка Королёва Д.Н. прекращена ввиду проведения служебной проверки.
По прибытии к месту несения службы в ОП N 2 "Киевский" Королев Д.Н. приступил к своим прямым обязанностям по должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска. По окончании проверки ему не предоставлена копия заключения, в связи с чем, по мнению истца, нарушен Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.03.2013 N 161.
По итогам служебной проверки, 27.04.2023 издан приказ N 489л/с, согласно которому, за грубое нарушение служебной дисциплины, требований законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации на истца наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Приказом УМВД России по г. Симферополю от 03.05.2023 N 514 л/с с Королёвым Д.Н. расторгнут контракт по пункту 6 части 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением дисциплины) Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец полагает, что служебная проверка проведена с нарушением действующего законодательства, в связи с тем, что сама процедура и фиксация якобы отказа от прохождения медицинского свидетельствования и оформление ее результатов, не соответствовали действующему законодательству. Факт алкогольного опьянения не подтвержден, что привело к незаконному увольнению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным и отменить заключение по результатам служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины; отменить приказ от 27.04.2023 N 489 л/с "О наложении дисциплинарного взыскания"; отменить приказ от 03.05.2023 N 514 л/с об увольнении и расторжении контракта; восстановить на службе в органах МВД в занимаемой ранее должности; взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула с 04.05.2023 по день вынесения решения, исходя из расчета среднего дневного заработка- 1 525, 94 руб.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Королева Д.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Королёв Д.Н. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 29 октября 2022 года между начальником УМВД России по г. Симферополю и Королёвым Д.Н. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, согласно которому истец принял на себя выполнение обязанностей по должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции N 2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 22 Федерального закона от 30.11.2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт заключен сроком на 4 года.
Приказом МВД по Республике Крым от 21 декабря 2022 г. N 3450л/с оперуполномоченный отдела уголовного розыска отдела полиции N2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю Королёв Д.Н. направлен в командировку в Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Евпатория, ул. Линейная, 8) для профессионального обучения в образовательной организации системы МВД России по программе "Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (не юридическое) образование по должности служащего "Полицейский" сроком на 146 календарных дней (без учета времени нахождения в пути) с 09.01.2023 по 03.06.2023.
К месту командирования сотрудникам предписано прибыть 9 января 2023 г. к 8:00 час, профессиональное обучение пройти в течение 146 календарных дней.
На период профессионального обучения сотрудникам предписано проживание на территории Крымского филиала Краснодарского университета МВД России (далее также- ФПП КФ КрУ МВД).
Приказом министра внутренних дел по Республике Крым от 10 марта 2023 г. N 579 л/с на основании письма Крымского филиала Краснодарского университета МВД России от 01.03.2023 N 625 с 10.03.2023 прекращена командировка Королёва Д.Н, направленного на профессиональное обучение.
На основании резолюции министра внутренних дел по Республике Крым от 09.03.2023, по докладной записке начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Крым Сизова Д.А. по факту неприбытия 25.02.2023 Королёва Д.Н. на занятия на факультете профессиональной подготовки, отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, назначена служебная проверка.
Заключением по результатам служебной проверки от 07.04.2023, утвержденным министром внутренних дел по Республике Крым 10.04.2023, установлено, что 25.02.2023 слушатель группы N 4 младший лейтенант полиции Королёв Д.Н. утром не прибыл на обучение в Евпаторийский факультет Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, на телефонные звонки не отвечал.
Для установления места нахождения слушателя Королёва Д.Н. по адресу временного проживания курсанта в г. Евпатория, пер. Красноармейский, д.7 "А", был направлен начальник курса подполковник Романько Е.И, обнаруживший по указанному адресу Королёва Д.Н. спящим в комнате с признаками алкогольного опьянения. При доставлении в ГБУЗ РК "Евпаторийский психоневрологический диспансер" Королёв Д.Н. от медицинского освидетельствования отказался. Указанным поведением Королёв Д.Н. грубо нарушил служебную дисциплину, требования пунктов 1, 2, 16 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции", пунктов "а", "в" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 N1377, части 10 пункта 111 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27.05.2021 N 300, пунктов 8.9, 9.1 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.06.2020 N 460, пунктов 3, 9 распорядка для переменного состава, утвержденного приказом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России от 20.07.2022 N 264, пунктов 15 и 16 Должностного регламента, что привело к нарушению режима служебного времени и распорядка дня, нанесло ущерб как личному авторитету, так и авторитету МВД по Республике Крым, государственной власти в целом.
Приказом УМВД России по г. Симферополю от 27 апреля 2023г. N 489 л/с за грубое нарушение служебной дисциплины, требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации на оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела полиции N2 "Киевский" УМВД России по г. Симферополю, младшего лейтенанта полиции Королёва Д.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Приказом УМВД России по г. Симферополю от 3 мая 2023 г. N514 л/с прекращен контракт и младший лейтенант полиции Королёв Д.Н. уволен 3 мая 2023 г. со службы в органах внутренних дел по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342 "O службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Также судом установлено, что 14.01.2023 с переменным составом ФПП Крымского факультета Краснодарского университета МВД России проведен инструктаж о соблюдении мер личной безопасности и правил поведения во время увольнения, отпуска по личным обстоятельствам, учебной практике и во время пребывания на больничном, о категорическом запрете употребления алкогольных напитков, строгом соблюдении транспортной дисциплины и пр, о чем, в ведомости, имеется личная роспись Королёва Д.Н.
21.02.2023 также проведен инструктаж о правилах поведения и мерах безопасности при проведении увольнения, отпуска, о своевременном возвращении из увольнения или отпуска, запрете употребления спиртных напитков и наркотических веществ, запрете употребления лекарственных препаратов без назначения врача и пр, о чем в ведомости также имеется личная роспись Королёва Д.Н.
Согласно списку переменного состава факультета профессиональной подготовки, убывающего в увольнение по личным обстоятельствам, утвержденному заместителем начальника Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, Королёву Д.Н. предоставлено увольнение с 18:00 час. 22.02.2023 до 07:45 час. 25.02.2023.
Из письменных объяснений Королёва Д.Н. от 27.02.2023 следует, что 24.02.2023 он находился по адресу своего проживания в г. Симферополе, ул. Трубаченко, 16А; в связи с тем, что в этот день, 24.02.2023, ему исполнилось 25 лет и в связи с праздником 23 февраля, он выпил алкоголь в объеме приблизительно 100-150 гр. и в этот же день направился в г. Евпатория, так как 25.02.2023 необходимо было явиться на обучение. По прибытии почувствовал недомогание и лег спать, но в связи с плохим самочувствием не смог проснуться вовремя и проспал время прибытия из увольнения. От освидетельствования и дачи объяснений сначала отказался, воспользовавшись статьей 15 Конституции Российской Федерации, чтобы не свидетельствовать против себя и избежать возможных ошибочных интерпретаций своих слов и действий. Свою вину признал, в содеянном раскаялся.
25.02.2023 начальником ФПП КФ КрУ МВД России Мужицким С.С, начальником курса ФПП КФ КрУ МВД России Романько И.Е, инспектором (дежурным) комендантской группы (дислокация г. Евпатория, ул. Линейная, 8) КО КФ КрУ МВД России В.А. Козаком составлен акт о проведении внешнего освидетельствования слушателя 4-й группы Королёва Д.Н, в результате которого установлена оживлённая речь, координация движений нормальная, нормальный цвет лица, покраснение глаз, запах алкоголя в выдыхаемом воздухе. Со слов Королева Д.Н. он вечером 24.02.2023 отмечал день рождения и употреблял спиртные напитки (виски), от письменных объяснений отказался.
Актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения от 25.02.2023 N 129, составленным врачом ГБУЗ РК "Евпаторийский психоневрологический диспансер" Титановой Т.Н, установлено, что в 9:15 час. в кабинете медицинского освидетельствования на состояние опьянения Королёв Д.Н. эмоционально неустойчив, имел запах алкоголя в выдыхаемом им воздухе, от медицинского освидетельствования отказался до начала его проведения.
По результатам служебного расследования от 07.04.2023, утвержденным Министром внутренних дел по Республике Крым 10.04.2023, установлен факт грубого нарушения служебной дисциплины Королевым Д.Н, выразившийся в нарушении режима служебного времени и распорядка дня, утвержденного приказом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России от 20.07.2022 N 264, т.е. неприбытие в установленное время на факультет Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, в отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N342-ФЗ служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
Статьей 12 Федерального закона N 342-ФЗ установлено, что сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 данного Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям. Порядок и сроки применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий установлены статьей 51 названного Федерального закона.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-П, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 21 ноября 2013 г. N 1865-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1486-О).
Пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проводится служебная проверка.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона N342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона N342-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161 (далее также - Порядок проведения служебной проверки).
Пунктом 13 Порядка установлено, что основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона N 342-ФЗ, а также заявление сотрудника.
Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится (пункт 14 Порядка проведения служебной проверки).
Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения (пункт 15 Порядка).
Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов служебной проверки.
Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Согласно пункту 35 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, в вводной части указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (подпункт 35.2 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Описательная часть должна содержать основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации).
С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (пункт 37 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами определен порядок проведения служебных проверок в органах внутренних дел, правовой статус участников служебной проверки, их права, обязанности и полномочия, установлены обязательные требования к проведению служебной проверки и к заключению служебной проверки. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка. Отдельные формальные нарушения при проведении служебной проверки не могут служить безусловным основанием для признания недействительным заключения по ее результатам.
Разрешая спор и отказывая Королеву Д.Н. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения истцом грубого нарушения служебной дисциплины, выразившийся в отказе от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также неприбытие на территорию Евпаторийского факультета Крымского филиала Краснодарского университета МВД для обучения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем у ответчика имелись основания для увольнения Королева Д.Н. по пункту 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций правильными.
Выводы судов надлежащим образом мотивированы, со ссылкой на установленные по делу обстоятельства и подлежащие применению нормы права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что нарушение дисциплины в виде опоздания, не является грубым нарушением служебной дисциплины, соответственно наложенное дисциплинарное взыскание в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка, были предметом проверки нижестоящих судов и в обжалуемых судебных актах получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.
Доводы жалобы о нарушение ответчиком порядка проведения служебной проверки, подлежат отклонению. Судами установлено, что проведение проверки назначено уполномоченным лицом - министром внутренних дел Республики Крым путем наложения соответствующей резолюции, ее результаты утверждены министром внутренних дел Республики Крым, проверка проводилась сотрудником МВД, которому и поручено ее проведение; сроки проведения проверки, установленные законом, ответчиком соблюдены; от Королева Д.Н. истребовано письменное объяснение, которое им дано 14.03.2023 г.
Таким образом, проверка проведена лицами, которым было поручено ее проведение.
Доводы кассационной жалобы о нарушении нижестоящими судами правил оценки доказательств не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются содержанием обжалуемых судебных актов, из которых следует, что всем представленным сторонами доказательствам по делу дана оценка в их совокупности и взаимосвязи друг с другом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений правил оценки доказательств судами не допущено, оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы идентичны доводам апелляционной жалобы, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и сводятся к переоценке обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Королева Д.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.