Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах Давидовой Н.К. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения прокурора Фроловой Е.В, просившей жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Давидовой Н.К. к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что, согласно индивидуальной программе реабилитации (далее - ИПРА) от 24.08.2021 N769.18.61/2021, инвалид Давидова Н.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, должна быть обеспечена, в том числе, ноутбуком в количестве 1 шт.
Давидова Н.К. в установленном порядке обратилась в Министерство труда и социального развития Ростовской области (далее также - Минтруд области) с заявлениями о предоставлении технических средств реабилитации (ТСР) в соответствии с ИПРА.
Однако, до настоящего времени Давидова Н.К. не обеспечена техническим средством реабилитации - ноутбуком.
В 2022 году прокуратурой Ростовской области проведена проверка исполнения Минтрудом области законодательства о социальной защите при обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов, по результатам которой приняты меры досудебного урегулирования.
О фактах длительного необеспечения инвалидов ТСР, а также о необходимости выделения денежных средств на эти цели проинформирован губернатор Ростовской области.
Вместе с тем, к удовлетворению потребностей Давидовой Н.К. и исполнению требований закона по обеспечению ее техническим средством реабилитации (ноутбуком) проводимые Минтрудом области мероприятия не привели.
В ходе проверки в прокуратуру района в телефонном режиме обратилась Давидова Н.К. с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением с требованиями обеспечить ее в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 24.08.2021 N 769.18.61/2021 техническим средством реабилитации- ноутбуком.
По мнению прокурора, ответчиком нарушено право Давидовой Н.К. на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", государственной программой Ростовской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 639.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Министерство труда и социального развития Ростовской области приобрести и предоставить Давидовой Н.К. техническое средство реабилитации - ноутбук, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 24.08.2021 N 769.18.61/2021, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 2 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом на Минтруд Ростовской области возложена обязанность приобрести и предоставить Давидовой Н.К. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 24.08.2021 N769.18.61/2021 техническое средство реабилитации - ноутбук. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель министерства труда и социального развития Ростовской области просит отменить решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов, заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, кроме прокурора, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее- Правила).
Согласно абз. 2 п. 2, п.п. "а" п. 3, абз. 1 п. 4 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абз. 1 п. 5 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Таким образом, с 9 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и в целях реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15.10.2018 N 639, Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 13.08.2018 N 14 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение техническим средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху".
На основании п. 2.4 Регламента сроки выполнения административных процедур с момента подачи документов заявителем до получения результата государственной услуги не должен превышать 15 рабочих дней.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 раздела 2 Регламента обеспечение граждан техническими средствами реабилитации осуществляется исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления и постановки на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области.
В силу абзаца 5 пункта 3 раздела 2 Регламента выдача технических средств реабилитации осуществляется по мере их приобретения в соответствии с выделенными на эти цели средствами областного бюджета, а также требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Очередность инвалидов по обеспечению техническими средствами реабилитации формируется по дате постановки на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области.
Закупка технических средств реабилитации осуществляется Министерством труда и социального развития Ростовской области в пределах выделенного финансирования на текущий год, предусмотренного в государственной программе Ростовской области "Доступная среда".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Давидовой Н.К. 18.08.2021 установлена первая группа инвалидности (с детства по зрению).
Согласно индивидуальной программе реабилитации от 24.08.2021N 769.18.61/2021 инвалид Давидова Н.К. должна быть обеспечена, в том числе, ноутбуком в количестве 1 шт.
Давидова Н.К. в установленном порядке обратилась в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлениями о предоставлении технических средств реабилитации в соответствии с ИПРА. Однако, до настоящего времени, она не обеспечена техническим средством реабилитации - ноутбуком.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции руководствовался указанными выше нормами материального права и исходил из того, что ответчик не исполняет надлежащим образом, возложенные на него законом обязанности по обеспечению инвалида необходимыми средствами реабилитации в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Согласно ч.1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным критериям обжалуемые решения соответствуют в полном объеме.
Указанные в кассационной жалобе доводы о том, что судами применены нормы материального права не подлежащие применению к рассматриваемым отношениям, а также, что удовлетворение требований прокурора влечет ущемление прав других инвалидов, вставших на учет ранее, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.