Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочубеева Б.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов, по кассационной жалобе Кочубеева Б.С. на решение Кировского районного суда города Волгограда от 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав представителя Кочубеева Б.С. - Лузина Д.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочубеев Б.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОСФР по Волгоградской области) о возложении обязанности произвести перерасчет его страховой пенсии по старости, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что истец со 2 августа 2014 года является получателем страховой пенсии по старости. Имеет почетные грамоты и благодарственные записи. Имея трудовой стаж в советское время (подтвержденный документально), за все годы ему начисляется по 1 % к сумме пенсии. После выхода на пенсию, он продолжал трудовую деятельность. Работодатель регулярно перечислял страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с учетом которых ответчик обязан произвести перерасчет размера страховой пенсии. Прибавка к пенсии начисляется автоматически в без заявительном порядке.
Истец полагает, что размер его пенсии определен ответчиком неправильно, сумма валоризации исчислена неправильно.
В апреле 2023 года истец обратился в ОСФР по Волгоградской области с просьбой произвести перерасчет размера пенсии, но получил отказ.
Имея статус "Ветеран труда", истец полагал, что имеет право на получение пенсии, пособий и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); предоставление жилья; компенсацию расходов по ЖКХ; оказание протезно-ортопедической медицинской помощи; сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым ветераны труда были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Волгоградской области; ежемесячную денежную выплату на компенсацию 50 % платы за наем и (или) за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной администрацией Волгоградской области; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 % указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного за один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной администрацией Волгоградской области; плату за коммунальные услуги, рассчитанную исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Однако помощи со стороны государства в виде дополнительных выплат и социальных мер защиты он не получает.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости; при перерасчете пенсии выплатить компенсацию единовременной денежной выплаты в полном объеме согласно сроку исковой давности за последние три года; выплатить накопительную часть пенсии единовременной денежной выплатой в полном объеме; предоставить ему, как ветерану труда федерального значения, меры социальной поддержки: ежемесячную денежную выплату в размере 529 руб.; ежемесячную денежную выплату на компенсацию 50 % платы за наем и (или) за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений; взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета; предоставить земельный участок, или выплатить денежную компенсацию в размере 300 000 руб. как ветерану труда федерального значения; выплатить денежную компенсацию за моральный ущерб в размере 20 000 руб, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 61 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Волгограда от 5 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Кочубеева Б.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кочубеев Б.С. просит решение и апелляционное определение отменить в части отказа в удовлетворении требований произвести перерасчет пенсии, выплатить единовременную выплату накопительной части пенсии и принять по делу в указанной части новое решение, которым данные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, со 2 августа 2014 г. Кочубееву Б.С. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Страховой стаж истца на дату назначения пенсии составил 44 года 1 месяц 27 дней.
При определении размера пенсии были учтены: общий трудовой стаж до 1 января 2002 года - 27 лет 9 месяцев 9 дней (в том числе 16 лет 9 месяцев 17 дней до 1 января 1991 года, учитываемые при определении суммы валоризации расчетного пенсионного капитала).
Периоды трудовой деятельности, имевшие место после 1 января 2002 года, при определении размера пенсии учитываются только в виде суммы страховых взносов, начисленных работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статья 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Закон N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Установленные данной статьей правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).
При выборе варианта исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением определенных случаев, когда периоды подлежат включению в стаж в льготном исчислении.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента - параметра, отражающего в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина ИПК по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Закона N 400-ФЗ и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 11 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Величина ИПК по состоянию на 1 января 2015 г. определяется в соответствии с частью 10 статьи 15 Закона N 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г, равного 64 рублям 10 копейкам.
Величина ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г. по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Закона N 400-ФЗ.
Статьей 18 Закона N 400-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета размера страховой пенсии, в том числе в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. (пункт 1 части 2 статьи 18).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кочубеева Б.С, суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом документы о дополнительном стаже истцом не представлены, а страховые взносы учтены в полном объеме, следовательно, не могут служить основанием для перерасчета пенсии.
Суд отметил, что оценка пенсионных прав истца на 1 января 2002 г. проведена по наиболее выгодному для него варианту - в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, при котором продолжительность страхового стажа исчисляется в календарном порядке (то есть по фактической продолжительности).
При определении размера пенсии были учтены: общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. - 27 лет 9 месяцев 9 дней (в том числе 16 лет 9 месяцев 17 дней до 1 января 1991 г.), учитываемые при определении суммы валоризации расчетного пенсионного капитала.
Периоды трудовой деятельности, имевшие место после 1 января 2002 г, при определении размера пенсии учитываются только в виде суммы страховых взносов, начисленных работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отказывая, в удовлетворении исковых требований Кочубеева Б.С. в части обязания выплатить накопительную часть пенсии в виде единовременной денежной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что такой порядок выплаты законом не предусмотрен.
Основания приобретения и порядок реализации права граждан на накопительную пенсию установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
В соответствии с части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ, право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Согласно части 1 статьи 4 названного выше федерального закона, право на накопительную пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ, накопительная пенсия назначается застрахованным лицам при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, если размер накопительной пенсии составляет более 5 % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом N 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии.
Если размер накопительной пенсии составляет 5 и менее % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Законом N 400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, застрахованные лица имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, назначаются тем страховщиком, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления.
При этом, застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения или в составе накопительной пенсии.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции от 15 декабря 2001 г.) финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
С 1 января 2005 г. вступили в действие изменения в закон, согласно которым, под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона N 167 - ФЗ в редакции от 28 декабря 2004 г.).
В этой связи, с 2005 г. такие отчисления, как обязательные страховые взносы на накопительную часть пенсии, были прекращены.
Положениями Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, установлены порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ, под взносами работодателя понимаются не страховые взносы, уплачиваемые работодателем на обязательное пенсионное страхование лица, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования на основании положений Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного пенсионного страхования", а взносы, уплачиваемые работодателем в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена для застрахованных лиц-мужчин с 1952 года рождения и старше уплата страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей соответственно в размере 0, 0%. Законом не предусмотрена уплата обязательных сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии для застрахованных лиц мужчин с 1952 года рождения и старше.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам данного гражданского дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, которыми руководствовались суды при рассмотрении спора по существу, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы заявителя о неверном определении судами фактических обстоятельств дела, о незаконности действий пенсионного органа при перерасчете повторяют его позицию, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда первой инстанции и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Волгограда от 5 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 7 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кочубеева Б.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.