Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Н.Н. Мартыновой, судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малых Виталия Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Малых В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее также - ОСФР по г. Севастополю, пенсионный орган), в котором просил суд признать незаконным решение пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Малых В.А.; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Малых В.А. с учетом индексации расчетного пенсионного капитала Малых В.А, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Малых В.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на величину козффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, и выплатить Малых В.А. денежную сумму в объеме полагавшихся (недополученных) ему пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 г. иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации для формирования индивидуального пенсионного коэффициента за спорные периоды работы на индивидуальный лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования, не поступали.
Пенсионный орган отмечает, что размер страховой пенсии исчисляется в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, согласно установленных законодателем формул. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не предусматривает исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств.
Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного 28 мая 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины.
Частью 1 статьи 14 Соглашения от 28 мая 1997 г. о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые и иные отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Отделение полагает, что поскольку в указанный период времени работодатели истца не стояли на учете в ПФР и взносы за него фактически не уплатили, у ответчика не возникла обязанность по индексации расчетного пенсионного капитала, который формируется из суммы фактически уплаченных страховых взносов до 2015 г, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Малых В.А. является гражданином Российской Федерации.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 4 июля 2022 г. по делу N 2-2723/2021 за Малых В.А. признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Малых В.А. с даты назначения ему страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж.
В соответствии с данным судебным постановлением пенсионным органом истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости, однако, без учета индексации его расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 голы, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации.
Решением ОСФР по г. Севастополю N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в проведении перерасчета страховой пенсии по старости в части индексации его расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 голы.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П, пришёл к выводу, что право Малых В.А. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. Таким образом, расчётный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки (подпунктов 1-3 пункт 6 статьи 17) и на коэффициенты (подпункта 4 пункта 6 статьи 17), утверждённые Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе с учетом части 6 и 7 статьи 35 Федерального закона N 400-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
До 31 декабря 2014 г. размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период начиная с 1 января 2002 г. до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
После 2014 г. постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 г. расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 г, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 г. стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 г, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Судебным разбирательством установлено, что истцу Малых В.А. назначена страховая пенсия по старости ДД.ММ.ГГГГ, размер которой был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории иностранного государства - Украины, и с 18 марта по 31 декабря 2014 г. на территории г. Севастополя.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 4 июля 2022 г. по делу N 2-2723/2021 за Малых В.А. признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж; на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Малых В.А. с даты назначения ему страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж.
Указанным судебным актом, имеющим в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего спора, в котором участвуют те же лица, подтверждено право Малых В.А. на получение страховой пенсии по старости, а так же на исчисление размера страховой пенсии по старости с учётом как поступивших (уплаченных) страховых взносов на её индивидуальный лицевой счёт в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и неуплаченных страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями за периоды работы истца до ДД.ММ.ГГГГ При этом установлено, что неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в г. Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы истца, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на территории Украины и г. Севастополя) в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости.
В связи с чем, на пенсионный орган была возложена обязанность произвести перерасчёт величины индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с учётом сведений за спорные периоды её работы в должностях гражданского персонала Черноморского флота Российской Федерации.
По настоящему делу установлено, что, исполняя вступившее в силу судебное постановление, ответчик индексацию расчётного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не осуществил, что сторонами не оспаривалось.
Суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что с учетом приведенных норм права и судебных актов, имеющих преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истцу Малых В.А. должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий, в связи с чем, истец имеет право на индексацию расчётного пенсионного капитала (напрямую предусмотренных нормой закона) при исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды трудовой деятельности до 2015 г. на должностях гражданского персонала Черноморского флота Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, что в указанный период времени работодатели истца не состояли на учёте в Пенсионном фонде Российской Федерации и взносы за него фактически не уплачивали, в связи с чем, у ответчика не возникла обязанность по индексации расчётного пенсионного капитала, который формируется из суммы фактически уплаченных страховых взносов до 2015 г. повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика, правильно отклонены судом апелляционной инстанции, как не основанные на взаимосвязи приведённых нормативных положений и не влекущие ограничение гарантированного права истца на пенсионное обеспечение по старости в полном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 05 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.