Дело N 88-15394/2024
N дела суда 1-й инстанции N 2-2277/2023
УИД 23MS0077-01-2023-003312-49
г. Краснодар 29 мая 2024 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьиИ.И. Мотиной, единолично рассмотрев кассационную жалобу Горловой Валентины Николаевны на решение мирового судьи судебного участка N 78 г. Новороссийска Краснодарского края от 19 сентября 2023 года и апелляционное определение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 января 2024 года по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске Краснодарского края к Горловой Валентине Николаевне о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Государственного казенного учреждения Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске обратился в суд с иском к Горловой В.Н. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в государственное казенное учреждение Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Горловой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и выплачена на общую сумму "данные изъяты".
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 в персональном деле ответчика отсутствуют сведения о доходах супруга. В рамках межведомственного электронного взаимодействия истцом был сделан запрос о доходах супруга ответчика, однако согласно поступившему ответу такие сведения отсутствуют. В случае отсутствия доходов ответчик должен был предоставить документы, подтверждающие обоснованность отсутствия доходов: для граждан, имеющих статус безработного - документ, подтверждающий отсутствие выплат всех видов пособий и других выплат безработным, для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях на очной форме обучения - справку об отсутствии стипендии. При подаче заявления ответчику были разъяснены правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761. Данные обстоятельства подтверждаются личной подписью ответчика в заявлении. По мнению заявителя, субсидия, которая была назначена Горловой В.Н, представляет собой материальную поддержку, которая, исходя из смысла пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит возврату.
На основании изложенного истец, просил взыскать с Горловой В.Н. в свою пользу неосновательное обогащение в размере "данные изъяты".
Решением мирового судьи судебного участка N 78 г. Новороссийска Краснодарского края от 19 сентября 2023 года исковое заявление Государственного казенного учреждения Краснодарского края - управление социальной защиты населения в г. Новороссийске к Горловой В.Н. - удовлетворены.
Суд взыскал с Горловой В.Н. в пользу Государственного казенного учреждения Краснодарского края - управление социальной защиты населения в городе Новороссийске сумму незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере "данные изъяты" копеек.
Апелляционным определением Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 января 2024 года, решением мирового судьи судебного участка N 78 г. Новороссийска Краснодарского края от 19 сентября 2023 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Горлова В.Н. просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на то, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального законодательства.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении настоящего дела ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, Горлова В.Н. обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в Государственное казенное учреждение Краснодарского края - управление социальной защиты населения вг. Новороссийске.
При подаче заявления Горловой В.Н. были разъяснены правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Горловой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Согласно выписке, поступившей из ПАО Сбербанк, ответчику, на расчетный счет ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были перечислены денежные суммы в размере "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
В ходе проведенной проверки, установлено, что в нарушение пункта 8 Правил в персональном деле ответчика отсутствуют сведения о доходах супруга.
Принимая во внимание, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, а сведения о доходах супруга ответчик не представила, то Горлова В.Н. не имела права на получение субсидии, в связи с чем, бюджетные денежные средства в общей сумме "данные изъяты", получены ею в отсутствие законных оснований.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался пунктами 2, 3, 8, 33, 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О представлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.д, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от 05 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).
В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу указанных норм, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Установив, что ответчик, обращаясь с заявлениями о предоставлении субсидии, не сообщил сведения о всех своих доходах, о которых не мог не знать, что повлекло начисление субсидии, на которую ответчик не имел права, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в этой части.
Между тем, судами не учтено следующее.
Пунктом 42 (1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.
Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.
Суд первой инстанции, разрешая вопрос о взыскании с Горловой В.Н. необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не установилнедобросовестности поведения Горловой В.Н. при обращении за субсидией, а также не установилфакт исполнения обязанности истцом о проверке сведений о доходах Горловой В.Н. при приеме документов.
Суд апелляционной инстанции указанные недостатки не устранил.
Допущенные нарушения норм материального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 января 2024 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края.
Судья И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.