Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигрецкул Л.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нигрецкул Л.Н. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее также- ОСФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным признании права на перерасчет страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что истица является гражданином Российской Федерации. В периоды с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года она выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, на тот момент дислоцировавшихся на территории Украины, г. Севастополя.
В настоящее время истица получает страховую пенсию по старости, установленную с 6 октября 2016 года, которая на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2022 года уже была пересчитана в части индивидуального пенсионного коэффициента с учётом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота с 18 марта 2002 года по 14 ноября 2004 года и с 19 апреля 2006 года по 31 декабря 2014 года.
При этом, ответчиком не произведена индексация сумм расчётного пенсионного капитала за эти же периоды работы. Оспариваемым решением в дополнительном перерасчете пенсии и восстановлении нарушенного права ответчик незаконно отказал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд признать незаконным решение ответчика от 7 июня 2023 года N 63091/23 об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт пенсии в части индексации сумм расчётного пенсионного капитала и выплатить недополученную сумму за период с 6 октября 2016 года по настоящее время, а также взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Судом признано незаконным решение пенсионного органа от 7 июня 2023 года N 63091/23; на ОСФР по г. Севастополю возложена обязанность произвести перерасчёт установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с произведением индексации сумм расчётного пенсионного капитала, подлежащего формированию, как поступивших страховых взносов на её индивидуальный лицевой счёт, так и не поступивших страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за периоды её работы с 18 марта 2002 года по 14 ноября 2004 года, с 19 апреля 2006 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, осуществлённых с коэффициентами, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также выплатить денежную сумму в размере недополученных выплат с учётом всех текущих индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчёта размера назначенной пенсии, с даты возникновения права на её назначение - 6 октября 2016 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 февраля 2024 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю просит отменить решение и апелляционное определение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 31 декабря 2014 года размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за весь период начиная с 01 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 01 января 2015 года вступил в силу Закон N 400-ФЗ, который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Нигрецкул Л.Н. является гражданином Российской Федерации, с 17 ноября 2013 года, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Истица осуществляла трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (г. Севастополь) на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в периоды: с 18 марта 2002 года по 14 ноября 2004 года в должности оператора войсковой части N; с 19 апреля 2006 года по 31 декабря 2014 года в должности радиомеханика по ремонту радиоэлектронного оборудования второго подразделения, заведующего складом горючего и смазочных материалов войсковой части N заведующего складом взвода обеспечения радио отряда войсковой части N переформатирована 1 сентября 2012 года войсковую часть N
С 6 августа 2017 года истице, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначена и выплачивается страховая пенсия по старости.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2022 года, по требованию Нигрецкул Л.Н, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчёт страховой пенсии с применением расчёта баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учётом её работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, а также с учётом как поступивших страховых взносов на её индивидуальный лицевой счёт, так и не поступивших страховых взносов в объёме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за этот период работы. Кроме того, на ответчика возложена обязанность произвести выплату истице денежной суммы в объёме пенсионных выплат с 6 октября 2016 года по настоящее время с учётом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Исполняя судебные постановления, ОСФР по г. Севастополю перечислил на расчётный счёт истицы недополученную часть пенсии в октябре 2022 года.
2 июня 2023 года истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии в части индексации расчётного пенсионного капитала за те же периоды работы на должностях гражданского персонала войсковых частей Черноморского флота Российской Федерации.
Решением ОСФР по г. Севастополю от 7 июня 2023 года N 63091/23 в удовлетворении этого заявления отказано по тому мотиву, что индексация расчётного пенсионного капитала произведена при назначении пенсии, составляет 5, 6148165 и является фиксированной величиной. При этом обращено внимание, что учтённые в совокупном расчётном пенсионном капитале, согласно состоявшемуся судебному решению от 19 июля 2022 года, страховые взносы за спорный период не являются уплаченными в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что право Нигрецкул Л.Н. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истице должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. В связи с чем, расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки и на коэффициенты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для выполнения расчета размера страховой пенсии по старости истицы с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.
Данные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.