Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балышковой Т.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балышкова T.A. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее - ОСФР по г. Севастополю) о признании решения незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что истица является гражданином Российской Федерации. В периоды с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года и с 15 января 2013 года по 31 декабря 2014 года она выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, на тот момент дислоцировавшихся на территории Украины (г. Севастополь), а с 18 марта 2014 года - на территории Российской Федерации.
В настоящее время истица получает страховую пенсию по старости, установленную с 1 декабря 2017 года, которая на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 года уже пересчитана в части индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года и с 15 января 2013 года по 16 марта 2014 года.
Между тем, при перерасчете пенсии не учтена индексация сумм расчётного пенсионного капитала за те же периоды работы.
Оспариваемым решением ответчика в дополнительном перерасчёте пенсии и восстановлении нарушенного права, незаконно отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд:
-признать незаконным решение ответчика от 7 апреля 2023 года N 39520/23 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости;
- признать за ней право на перерасчет с даты назначения (установления) страховой пенсии по старости, с 1 декабря 2017 года с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года и с 15 января 2013 года по 31 декабря 2014 года;
- обязать ответчика произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за обозначенные периоды работы с проведением индексации расчётного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002 ? 2014 годы в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями), на величину коэффициентов индексаций, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации;
- обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагавшихся пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 1 декабря 2017 года по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости;
- взыскать компенсацию морального вреда в размере 61 000 руб.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 13 сентября 2023 года исковые требования Балышковой Т.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение пенсионного органа от 7 апреля 2023 года N 39520/23. За истицей признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости, с возложением на ОСФР по г. Севастополю обязанности произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), с произведением индексаций сумм расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию как из поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за периоды ее работы с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года, с 15 января 2013 года по 16 марта 2014 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, осуществленных с коэффициентами, установленными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также обязанность выплатить денежную сумму в размере недополученных выплат с учетом всех текущих индексаций страховой пенсии по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии, с даты возникновения права на ее назначение с 1 декабря 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2024 года принят отказ Балышковой Т.А. от иска в части, решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 13 сентября 2023 года в части удовлетворения требований Балышковой Т.А. к ОСФР по г. Севастополю о признании права на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года и с 15 января 2013 года по 16 марта 2014 года включительно дислоцированных на территории Украины в г. Севастополе, в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на территории Российской Федерации с даты возникновения права на ее назначение с 1 декабря 2017 года отменено, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по г. Севастополю просит отменить решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2024 года, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Балышковой Т.А. отказать в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. в силу которого Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 31 декабря 2014 года размер пенсии по старости определялся по формулам, предусмотренным в статьях 14 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Одним из критериев при определении размера пенсии является расчетный пенсионный капитал, величина которого определяется для каждого гражданина на дату назначения его пенсии.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за весь период начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
После 2014 года постановлений Правительства Российской Федерации об индексации страховой части трудовой пенсии не принималось, так как с 1 января 2015 года вступил в силу Закон N 400-ФЗ, который ввёл иной порядок расчёта размера пенсии.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 указанной статьи предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Балышкова Т.А. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации с 14 августа 2014 года.
Истица осуществляла трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина (г. Севастополь) на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно в периоды:
- с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года в должности телефонистки войсковой части 40136;
- с 15 января 2013 года по 1 октября 2018 года в должности комплектовщика изделий и инструментов войсковой части 63876.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), и в составе Российской Федерации образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С 16 мая 2017 года истице в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена и выплачивается страховая пенсия по старости.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 года, по требованию Балышковой Т.А, признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с 7 августа 2008 года по 6 января 2011 года, с 15 января 2013 года по 16 марта 2014 года на территории Украины, в период с 17 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года на территории г. Севастополя, на пенсионный орган возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом ее работы до 1 января 2015 года в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, а также с учетом, как поступивших страховых взносов на ее индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) за этот период работы. Кроме того, на ответчика возложена обязанность произвести выплату денежных сумм в объеме пенсионных выплат с 1 декабря 2017 года по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Исполняя судебные постановления, ОСФР по г. Севастополю перечислило на расчетный счет истца недополученную часть пенсии в январе 2023 года.
4 апреля 2023 года истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в части индексации расчетного пенсионного капитала за те же периоды работы на должностях гражданского персонала войсковых частей Черноморского флота Российской Федерации.
Однако, решением ОСФР по г. Севастополю от 7 апреля 2023 года N 39520/23 в удовлетворении этого заявления отказано по тому мотиву, что индексация расчетного пенсионного капитала произведена при назначении пенсии, составляет 5, 6148165 и является фиксированной величиной. При этом обращено внимание, что учтенные в совокупном расчетном пенсионном капитале, согласно состоявшемуся судебному решению от 28 сентября 2022 года, страховые взносы за спорный период не являются уплаченными в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что право Балышковой Т.А. на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, расчёт размера страховой пенсии по старости (без учёта фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) истице должен быть произведён в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений или изъятий. В связи с чем, расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки и на коэффициенты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции в целом согласился с выводами суда первой инстанции. Приняв отказ истицы от части ранее рассмотренных исковых требований, суд апелляционной инстанции прекратил производство по делу в этой части.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для выполнения расчета размера страховой пенсии по старости истицы с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.
Данные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 сентября 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 22 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.