Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Песоцкого В.В.
судей Гордеевой Ж.А, Комбаровой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашириной Т. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования "Усть-Лабинский район" об изменении даты постановки на учет для улучшения жилищных условий по кассационной жалобе Кашириной Т.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав Каширину Т.В. и ее представителя С.В.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю Б.Д.Г. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каширина Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН России по Краснодарскому краю), администрации муниципального образования "Усть-Лабинский район" об изменении даты постановки на учет для улучшения жилищных условий.
В обоснование своих требований истец указала на то, что она в период прохождения службы в Федеральном казенном учреждении "Лечебно-исправительное учреждение N 1" УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю) была поставлена на учет в улучшении жилищных условий. ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю 24 июня 2021 года было ликвидировано, в связи с чем все учётные дела были переданы в УФСИН России по Краснодарскому краю, где Каширина Т.В. в данный момент стоит на учёте исходя из даты постановки в ЛИУ-1 (с ДД.ММ.ГГГГ). Постановлением Главы муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края N от 03 декабря 2004 года "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Каширина Т.В. была принята на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в общую очередь с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением об изменении даты постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, однако ей было отказано.
Каширина Т.В. просила признать незаконными действия УФСИН России по Краснодарскому краю, выразившиеся в отказе в изменении даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30 ноября 2004 года на 26 марта 1996 года, оформленные в виде письма N от 19 сентября 2023 года за подписью заместителя начальника Н.Н.В.; признать незаконными действия администрации муниципального образования "Усть-Лабинский район", выразившиеся в отказе в изменении даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, оформленные в виде письма N от 21 сентября 2023 года за подписью главы муниципального образования Г.С.А.; обязать ответчиков изменить дату постановки на учёт Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ; указать в решении, что оно является основанием для внесения изменений даты постановки на учёт в сводных списках граждан, изъявивших желание получить сертификаты у ответчиков.
Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 23 ноября 2023 года иск удовлетворены частично. На УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность изменить дату постановки на учет Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30 ноября 2004 года на 26 марта 1996 года. Указано, что решение суда является основанием для внесения изменений даты постановки на учет Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30ноября 2004 года на 26 марта 1996 года в сводных списках граждан, изъявивших желание получить сертификаты. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года решение районного суда отменено в части удовлетворения иска. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано. В остальной части то же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кашириной Т.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения процессуального закона и неверного определения имеющих значения для дела обстоятельств.
Представители администрации муниципального образования "Усть-Лабинский район", надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Каширина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года принята на должность медицинской сестры в Лечебно-трудовой профилакторий, которое было реорганизовано в N из которого ДД.ММ.ГГГГ года была уволена в связи с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы N.
В соответствии с записью в трудовой книжке N Каширина Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в уголовно-исполнительной системе, где непрерывно прослужила 18 лет 06 месяцев 12 дней.
В соответствии с приказом УФСИН России по Краснодарскому краю N от ДД.ММ.ГГГГ капитан внутренней службы Каширина Т.В, фельдшер медицинской части ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю уволена по статье 58 пункта "3" в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Каширина Т.В. состоит в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учёте в УФСИН России по Краснодарскому краю (по месту работы) и администрации МО "Усть-Лабинский район" (по месту жительства).
ДД.ММ.ГГГГ Кашириной Т.В. подано в ЖБК заявление о получении жилья как лицу, его не имеющему (т. 1, л.д. 87-88).
К данному заявлению прилагалась справка, выданная N от ДД.ММ.ГГГГ о занимаемой должности, справка о составе семьи, копии свидетельств о рождении детей.
Согласно акту проверки жилищных условий Кашириной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель проживает в вагончике площадью 12 кв.м, принадлежащему УО 68/2. Комиссия пришла к заключению о постановке ее на очередь.
Согласно материалам дела ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю вёлся журнал жилищно-бытовой комиссии по учёту заявлений на жильё, состоящий из 98 листов, прошнурованный, скреплённый печатью Лечебного-исправительного учреждения Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю и подписью секретаря жилищно-бытовой комиссии, начатый ДД.ММ.ГГГГ.
На листе N журнала имеется запись N, согласно которой в графе столбце 2 указана " Каширина Т.В.", в столбцах 3-6 (краткое содержание документа) указано "заявление на получение жилья", в столбце 7 указан входящий номер заявления - 1 и дата принятия на учет в общую очередь " ДД.ММ.ГГГГ", в столбце 10 указан общий стаж "07.07.20", в столбце 11 указан общий срок службы в УИС "03.10.00".
Данных о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Каширина Т.В. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в материалах дела не имеется.
В соответствии со справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником ЛИУ-1, Каширина Т.В. за период службы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год не получала жилищный сертификат и субсидию на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета. Служебным жильем не обеспечивалась, так как в учреждении отсутствует жилищный фонд.
Допрошенная в суде в качестве свидетеля К.Н.А. пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год работала и проходила службу в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю. В период работы на нее были возложены обязанности секретаря жилищно-бытовой комиссии, которые она исполняла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В её функции входили обязанности по ведению документации жилищно-бытовой комиссии. На момент передачи дел в учреждении вёлся один журнал жилищно-бытовой комиссии, начатый ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ секретарь жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю озвучила требование о том, чтобы все лица, стоящие на учёте в учреждении, встали ещё на учёт и по месту жительства. Затем поступило требование о том, чтобы всех очередников поставили на учёт в учреждении заново исходя из даты постановки на учёт по месту жительства (администрации) и завели новый журнал для их учёта. На момент возложения на неё обязанностей секретаря жилищно-бытовой комиссии Каширина Т.В. уже стояла на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Допрошенная в качестве свидетеля П.М.М. пояснила, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу, а с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ работала в ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Краснодарскому краю. В период работы в ЛИУ-1 её привлекли к общественной работе и возложили обязанности секретаря жилищно-бытовой комиссии, которую она исполняла в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до упразднения ЛИУ-1). В её функции входили обязанности по ведению документации жилищно-бытовой комиссии. В учреждении вёлся учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и принимались меры к их обеспечению жильём. В период её работы в качестве секретаря жилищно-бытовой комиссии Каширина Т.В. стояла на учёте как нуждающаяся и не снималась с этого учёта. В учреждении некоторые очередники дважды подавали заявления и соответственно дважды становились на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Каширина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером УФСИН России по Краснодарскому краю, что подтверждается удостоверением N, выданным ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Краснодарскому краю.
Согласно сводному списку граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2023 году в УФСИН России по Краснодарскому краю, утвержденному 28 июля 2022 года начальником УФСИН России по Краснодарскому краю генерал-майором внутренней службы П.В.В, Каширина Т.В. включена в списки граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2023 году по УФСИН России по Краснодарскому краю под порядковым номером - 19, с датой постановки на учёт - ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 40, 46 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28-30 Жилищного кодекса РСФСР, статей 32, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", и исходя из того, что согласно журналу жилищно-бытовой комиссии по учёту заявлений на жильё, прошнурованного и скреплённого печатью Лечебного исправительного учреждения ГУИН Минюста России по Краснодарскому краю Кашириной Т.В. было подано заявление на получение жилья и указана дата принятия на учет в общую очередь " ДД.ММ.ГГГГ". Поскольку сведений о том, что до ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в материалах дела не имеется, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на УФСИН России по Краснодарскому краю обязанности изменить дату постановки на учет Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что решение суда является основанием для внесения изменений даты постановки на учет в сводных списках граждан, изъявивших желание получить сертификаты.
В то же время, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования Кашириной Т.В. о признании незаконными действий УФСИН России по Краснодарскому краю, а также администрации муниципального образования "Усть-Лабинский район", выразившихся в отказе в изменении даты постановки Кашириной Т.В. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ и обязании администрации муниципального образования Усть-Лабинский район изменить дату постановки на учёт Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению, поскольку истец не предоставила суду доказательств того, что она ранее ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением о принятии её на учёт в администрацию муниципального образования "Усть-Лабинский район".
С выводами суда первой инстанции и принятым решением частично не согласился суд апелляционной инстанции. Принимая обжалуемое судебное постановление об отмене решения суда первой инстанции в части возложения УФСИН России по Краснодарскому краю обязанности изменить дату постановки на учет Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 30 ноября 2004 года на 26 марта 1996 года, а также в части указания на то, что решение суда является основанием для внесения изменений в дату постановки на учет Кашириной Т.В. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в настоящее время жилищные отношения сотрудников ФСИН России, ставших на учет по месту работы (ФСИН России) на основании Жилищного кодекса РСФСР с датой постановки на учет до 01 марта 2005 года не урегулированы в части ведения учетных дел сотрудников, внесения изменений в их учетные данные, а Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" не предусмотрено применение аналогии закона при принятии решения начальником учреждения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований в указанной выше части не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что обжалуемое судебное постановление принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту предполагает наличие гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям равенства и справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2020 года N 36-П, от 22 апреля 2011 года N 5-П, от 27 декабря 2012 года N 34-П, от 22 апреля 2013 года N 8-П и другие).
Такие гарантии установлены, в частности, нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для лиц, обратившихся в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, установлено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1-3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведённых положений закона следует, что для постановления законного и обоснованного решения суду необходимо дать верную квалификацию отношениям сторон спора, определить закон, который эти правоотношения регулирует, установить все значимые обстоятельства и изложить обоснование своих выводов в мотивировочной части решения.
При этом, исходя из положений статьей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 названного кодекса.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Однако, положения приведенных норм процессуального закона при рассмотрении исковых требований Кашириной Т.В. были существенно нарушены.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение жильем сотрудников и пенсионеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, предусматривалось Указом Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года N 1153 "О мерах по усилению социальной зашиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей", действие которого Указами Президента Российской Федерации от 08 октября 1997 года N 1100 т от 09 марта 2004 года N 314 было распространено на сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" и принятым во исполнение Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" определено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы перечисленных в указе категорий является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Вопросы оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее - Правила N 153).
Правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (абзац шестой подпункта "а" пункта 5 Правил N 153).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 153 для участия в процессных мероприятиях граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (исполнительный орган субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в процессных мероприятиях и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1.
Подразделения, органы местного самоуправления (исполнительные органы субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация города Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником процессных мероприятий (пункт 21 Правил N 153).
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 сентября 2021 года N 782 утверждены Порядок и сроки формирования списков граждан-участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - Порядок N 782).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 782 организация работы по формированию списков граждан - участников ведомственной целевой программы осуществляется учреждениями, органами уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), в которых эти граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка. В этих целях в каждом учреждении, органе УИС приказом начальника соответствующего учреждения, органа УИС назначаются должностные лица, ответственные за реализацию ведомственной целевой программы (далее - должностные лица).
В целях организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, рапорт (заявление) об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (Пункт 10 Порядка N 782).
В силу пункта 11 Порядка N 782 должностными лицами совместно с жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируется список на планируемый год по каждой категории граждан по форме согласно Приложению N 2 к Правилам.
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в ведомственной целевой программе были зарегистрированы в Книге регистрации заявлений (рапортов) граждан. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по алфавиту.
Список, сформированный учреждением, непосредственно подчиненным ФСИН России (далее - список участников), направляется во ФСИН России.
Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском печати, и сформированные учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.
Должностными лицами совместно с жилищной (жилищно-бытовой) комиссией и оперативными службами территориального органа ФСИН России рассматриваются представленные списки и учетные дела граждан - участников ведомственной целевой программы, осуществляется проверка обоснованности включения граждан - участников ведомственной целевой программы в указанные списки в течение 20 календарных дней с момента их получения.
При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником ведомственной целевой программы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов от учреждения, органа УИС, в котором гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а в случае переселения граждан из поселков - от учреждения УИС по месту расположения поселка.
Согласно пункту 12 Порядка N 782 по результатам рассмотрения жилищной (жилищно-бытовой) комиссией учреждения, органа УИС документов, указанных в пункте 11 настоящего Порядка, принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников ведомственной целевой программы по территориальному органу ФСИН России (далее - сводный список участников).
Формирование сводного списка участников осуществляется территориальными органами ФСИН России в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в ведомственной целевой программе были зарегистрированы в Книге регистрации заявлений (рапортов) граждан. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.
Включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список участников (список участников) после его утверждения допускается на основании решения начальника территориального органа ФСИН России или учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, утвердившего сводный список участников (список участников), с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка (пункт 13 Порядка N 782).
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент начала спорных правоотношений в 1996 году, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
Вместе с тем, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся также и по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 10 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (далее - Правила N 335), учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию также и по месту жительства.
На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям.
Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:
в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;
на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 11 Правил N 335).
Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (пункт 12 Правил N 335).
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов (пункт 15 Правил N 335).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила N 1054).
Согласно пункту 1 Правил N 1054 термин "военнослужащие" означает граждан, проходящих военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", термин "сотрудники органов внутренних дел" - лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также сотрудников уголовно - исполнительной системы.
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложению N 2 в следующем порядке:
в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов;
в отношении лиц, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков (мичманов), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 12 Правил N 1054).
В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий, по форме согласно приложению N 4 (пункт 15 Правил N 1054).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В настоящее время основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Из анализа указанных выше норм материального права следует, что до введения в действие с 1 января 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, Каширина Т.В. была вправе до увольнения из органов уголовно-исполнительной системы состоять на учете граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий как по месту жительства, так и по месту работы. При этом после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации за ней сохранялось право состоять на данном учете.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, установив, что Каширина Т.В. была впервые поставлена на учет граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее при принятии нового решения не произвел анализ норм материального права, действовавших в ДД.ММ.ГГГГ году, и не применил данные нормы, подлежащие применению при разрешению данного спора для оценки обстоятельств ее постановки на учет.
То обстоятельство, что работодателем в нарушение возложенных на него обязанностей не отправлены документы Кашириной Т.В. в органы местного самоуправления на жилищные права гражданина влиять не может.
Сам по себе факт того, что до настоящего времени протокол жилищно-бытовой комиссии ЛИУ-1 от ДД.ММ.ГГГГ N не обжалован и не отменен, не препятствует изменению даты постановки на учет.
Делая вывод об отсутствии полномочий у начальника УФСИН на внесение изменений в сводный список граждан в части касающейся ранее включенной в данный список Кашириной Т.В, суд апелляционной инстанции не указал, на основании чего сделан такой вывод с учетом того, что он противоречит действующим в настоящее нормам материального права, в частности, Правилам N 153 и Порядку N 782.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора фактически ограничился лишь формальным указанием на нормы материального права и необоснованность заявленных истцом требований с приведением общих выводов, при этом свои выводы об отказе в удовлетворении исковых требованиях судебная коллегия не обосновала и не мотивировала, не исследовала при этом и не оценила реальные обстоятельства дела, не привела конкретных суждений, по которым признала исковые требования не подлежащими удовлетворению, а возражения ответчика обоснованными, не привела мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, действующие как в 1996 году, так и в настоящее время и регулирующие спорные правоотношения.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" разъяснил, что решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое судебное постановление таким требованиям действующего законодательства не соответствует.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 марта 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи Ж.А. Гордеева
И.В. Комбарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.