Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.
судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харлампиди Н.Ф. к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Геленджик, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан- претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав объяснения Харлампиди Н.Ф, представителя Харлампиди Н. Ф. - Глушихина С.Ф, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харлампиди Н.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Геленджик, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов.
В обоснование требований указал на то, что является ветераном боевых действий, поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. На основании ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Харлампиди Н.Ф. имеет право на указанную выше меру социальной поддержки, однако, решением ответчика от 02.12.2022 г. Харлампиди Н.Ф. отказано во включении в список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Полагает данное решение незаконным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском. Просит суд признать незаконным решение от 02.12.2022 N об отказе во включении Харлампиди Н.Ф. в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность включить Харлампиди Н.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 удовлетворены исковые требования Харлампиди Н.Ф. к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Геленджик, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан- претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов.
Суд признал незаконным решение от 02.12.2022 N об отказе во включении Харлампиди Н.Ф. в список граждан-претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложив на Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Геленджике, Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанность рассмотреть вопрос о включении Харлампиди Н.Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан-претендеитов, подлежащих включению в сводный список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в течении месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2024 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Краснодарского края просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Харлампиди Н.Ф. отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что статус ветерана боевых действий Харлампиди Н.Ф. установлен после 01.01.2005, право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета у него отсутствует, он не может быть включен в список граждан-претендентов.
Представителем Харлампиди Н.Ф -С.Ф. Глушихиным на указанную кассационную жалобу поданы письменные возражения, в которых он выражает несогласие с доводами кассационной жалобы и просит принятые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставить без изменения.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Харлампиди Н.Ф, представителя Харлампиди Н. Ф. - Глушихина С.Ф, возражавших против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Харлампиди Н.Ф. принимал участие в выполнении интернационального долга в составе ограниченного контингента войск в ДРА 1980, 1981 годах в составе в/части 14156, воинское звание - рядовой, воинская должность старший водитель автомобилей.
Согласно справке N, выданной администрацией МО город- курорт Геленджик 19.04.2017г, Харлампиди Н.Ф. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации МО г.-к. Геленджик с 02.09.2003г.
В соответствии с постановлением главы города-курорта Геленджик Краснодарского края от 13.11.2003 N Харлампиди Н.Ф. признан нуждающимся и поставлен на учет с 02 сентября 2003 года.
Согласно уведомлению начальника отдела по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях от 30.11.2020г. N Харлампиди Н.Ф. имеет основания быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что в связи с утратой военного билета Харлампиди Н.Ф. с 1988 года неоднократно обращался комиссариат г. Геленджика за выдачей дубликата военного билета и свидетельства о праве на льготы, а также обращался в суд и иные уполномоченные органы с данным вопросом.
В январе 2000 года до выдачи свидетельства о праве на льготы Харлампиди Н.Ф. выдана справка N о праве на льготы, предусмотренные ст. 16 Закона N 5- ФЗ.
18 мая 2000 года Харлампиди Н.Ф. выдан дубликат военного билета серии АК N взамен утраченного серии АТ N.
30 октября 2009 года Харлампиди Н.Ф. выдано свидетельство о праве на льготы серии А N, согласно которому он имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 Закона N 5-ФЗ.
27 марта 2021 года Харлампиди Н.Ф. выдано удостоверение ветерана боевых действий, предъявитель имеет права и льготы, установленные п. Г ст. 16 Закона N 5-ФЗ.
Суд первой инстанции указал, что Харлампиди Н.Ф. поставлен на учет по соответствующей категории граждан до 1 января 2005 года, а именно 02 сентября 2003 года, что подтверждается постановлением от 13.11.2003 N.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Харлампиди Н.Ф. является ветераном боевых действий, приложенные им документы к заявлению соответствовали требованиям законодательства. Ранее Харлампиди Н.Ф. меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты не получал, в связи с чем имеет право на включение в сводный список претендентов для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в виде единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился, указав, что Харлампиди Н.Ф, как ветеран боевых действий, принятый на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по данной категории граждан до 1 января 2005 года, имеет право на включение его в список граждан - претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязано включить истца в список граждан - претендентов, подлежащих включению в сводный список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении к спорным отношениям норм материального и процессуального права.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному Федеральному закону.
В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе выполнение задач в ДРА 1980, 1981 годах.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух условий: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку Харлампиди Н.Ф. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 1 января 2005 г. в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии соответствующих документов, подтверждающих его участие в вооруженных конфликтах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у него права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" являются правильными, соответствующими приведенному правовому регулированию и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Поскольку доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, не опровергают вывода судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, они отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 25 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В мотивированном виде определение изготовлено 14 июня 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.